Вы здесь

АДЫГЕЯ: КРАЙ КАНЬОНОВ, ГОР И ВОДОПАДОВ

Первый водопад Руфабго

В этом году любителям путешествий пришлось нелегко. Из-за пандемии был введен ряд ограничений, а многие направления вообще закрыли. Поэтому автомобиль стал настоящей палочкой-выручалочкой. Передвигаясь на собственном транспортном средстве, можно свести к минимуму контакты с посторонними людьми и посмотреть новые места.

В зимние каникулы нам посчастливилось побывать в Адыгее. Это край величественных гор, стремительных рек и чистейшего воздуха.  Почему выбор пал именно на Адыгею? Во-первых, мы хотели увидеть горы. А во-вторых, только это направление подошло нам по всем параметрам. Алтай находится слишком далеко. Урал хоть и поближе, но в последние годы зимой там не самые благоприятные погодные условия. Так что изначально было понятно, что ехать нужно на юг.

Предварительно мы рассмотрели несколько вариантов: Дагестан, Минеральные воды и Адыгея. В районе Кавказских Минеральных вод нас, в первую очередь, привлекал Эльбрус. Но, как выяснилось, в это время года там опасно. Впрочем, как и в Дагестане: совсем недавно там произошло землетрясение. Так что решили ехать в Адыгею. О ее красотах мы слышали много восторженных отзывов.

Далее нам предстояло определиться с местом жительства. Нашлось 3 подходящих варианта: поселки Каменномостский и Гузерипль, а также Майкоп – столица Адыгеи. В итоге мы остановились в Каменномостском, т.к. он расположен в центре Адыгеи и все основные достопримечательности находятся недалеко от него, в пределах 30 км.

Единственный минус – это полное отсутствие сервиса. Почти нет кафе, ресторанов, а цены на жилье очень высокие. При этом качество оставляет желать лучшего. Если попадалось приличное жилье, то цены были просто заоблачные. В Крыму или на Черноморском побережье в таких условиях можно было бы жить в 4 раза дешевле. По-видимому, это происходит из-за отсутствия конкуренции. Туристическая сфера недостаточно развита: спрос выше предложения. Владельцы гостиниц и гостевых домов пользуются этим и взвинчивают цены.

***

По пути к Каменномостскому мы подъехали к термальным источникам, которые находятся неподалеку от Майкопа. Читали, что они очень полезны для здоровья. Мы представляли, что посреди снегов будет озеро с горячей водой. Однако все оказалось гораздо прозаичнее. Это всего лишь бассейн, наполненный водой из источников. И находился он около дороги. К нему выстроилась огромная очередь. Нам сразу расхотелось принимать ванны. Во-первых, на сегодняшний день опасно находиться в скоплении народа, а во-вторых, все это выглядело как-то непрезентабельно. Поэтому мы поехали дальше.

Следует отметить, что, когда мы выезжали из Отрадного, термометр показывал минус 15, а в Адыгее было по-весеннему тепло: плюс 7-12 градусов Цельсия. Местная кухня порадовала. Повсеместно продавался сыр. Мы даже видели, как его коптили. Из выпечки нам очень понравились хычины: по виду они напоминают чебуреки, а внутри – адыгейский сыр. Везде предлагали горные чаи. Они разные, были и с горчинкой, и с более мягким вкусом. В некоторые из них добавляли мед.

В Сочи и Крыму на каждом углу предлагают попробовать вино, а здесь нет. Употребление алкогольных напитков никак не пропагандируется. По-видимому, это связано с мусульманством, которое исповедует большинство местных жителей.

Возможно, в Адыгее вино вообще не производится. Даже когда мы ужинали в ресторане местной кухни, который позиционируется как лучший, там подавали только грузинские вина. Вообще-то в поселке есть киоски с пивом на розлив, но чувствуется, что они появились совсем недавно и только для туристов.

Еще нас удивило отсутствие мусорных баков и контейнерных площадок. В поселке действует «поведерный сбор мусора». Люди подвешивают пакеты на забор или на специальные столбики, чтобы шакалы ничего не растащили. Оказывается, они иногда заходят в деревню.

***

В Адыгее мы провели 3 дня. Экскурсионная программа началась с высокогорного плато Лаго-Наки, куда мы отправились с гидом. По пути заехали на смотровую площадку станицы Даховская. Как рассказал наш гид, раньше адыги выстрелами с этой площадки оповещали соседей о том, что они женятся. Все собирались на огромной поляне между двух рек и играли свадьбу. На торжестве присутствовал и стар, и млад. Для молодежи танец был единственным законным способом познакомиться друг с другом, признаться в своих чувствах.

И вот, наконец, «гвоздь программы» – плато Лаго-Наки, расположенное на высоте более 2 км над уровнем моря. Это одна из визитных карточек Адыгеи, хотя частично плато находится в Краснодарском крае. Но из-за причудливого рельефа провести границу практически невозможно. Лаго-Наки – это уникальный памятник природы. Здесь изобилие лугов, лесов, ледников, водопадов и т.д. Даже зимой воздух насыщен удивительным ароматом. А что уж говорить о лете, когда вокруг ярким ковром пестрит разнотравье.

Гид рассказал нам, что в окрестностях растет сосна, самшит, бук, рододендрон кавказский, можжевельник, лютик, незабудка, валериана, тимьян и др. Здесь водятся зубры, волки, медведи, кабаны и т.д. Раньше заповедник был исключительно зубровым, а сейчас он называется биосферным. И все четвероногие находятся под охраной.

Плато граничит со знаменитой Красной поляной. И если бы существовал прямой путь между ними, он составил бы всего 100 км. Но не все так просто. Сегодня желающим приходится делать огромный крюк. Существует даже пеший туристический маршрут до Черного моря (с выходом к Сочи). Он занимает 3 дня. Говорят, что маршрут нетяжелый, любому под силу. Было бы время и желание.

Минус от пребывания на Лаго-Наки был один – слишком многолюдно. Очень многие жители Краснодарского края и Ростовской области приезжают зимой в Адыгею покататься на лыжах, санках, ватрушках. Дома у них снег уже несколько лет не выпадает.

В тот же день мы посетили пещеру Большая Азишская. О ней тоже много хороших отзывов, но у нас она особых восторгов не вызвала. Пещера как пещера. Воздух в ней считается целебным, но научно это не доказано. Температура круглый год держится на одном уровне – минус 6 градусов. Внизу протекает река. И до сих пор не выяснено, откуда поступает вода, и куда она уходит. Говорят, в пещере живут летучие мыши, но мы их не видели.

***

На следующий день мы прошли пешим маршрутом от Хаджохской теснины до водопадов Руфабго. Это было незабываемо. Мы до сих пор находимся под огромнейшим впечатлением. Нам сказали, что есть 2 маршрута: стандартный платный и более интересный бесплатный. Мы выбрали второй, и не из экономии, а чтобы увидеть больше красот. Маршрут сложный и опасный, но мы прошли его и безумно этому рады.

Хаджохская теснина (ее еще называют Каменномостским каньоном) – это участок ущелья реки Белой длиной около 400-500 м.

Скалы поднимаются над водой до 50 метров, а расстояние между берегами не превышает 7 метров. Местами каньон сужается даже до 2 метров. Теснина служит своеобразным кондиционером для поселка Каменномостского. Так как река течет с ледника, она охлаждает воздух.

Мы увидели много красивых пейзажей, побывали на пляже «Лагуна», спрятанном среди отвесных скал. Наш путь шел вдоль обрыва, местами мы были вынуждены передвигаться на четвереньках, потому что под ногами был лед. И если бы ни поручни, вообще было бы невозможно идти. Кое-где к скалам были привязаны веревки. И так, держась рукой за веревку или за поручень, мы пробирались над обрывом к водопадам. А над нами нависали каменные махины.

Потом шли вдоль леса. Весь маршрут занял часа 3. Но оно того стоило. Взгляду открывались прекрасные виды, и мы испытывали замечательное чувство преодоления себя. Подняться к самим водопадам тоже было непросто. К ним вели крутые, обледенелые тропинки. Мы постоянно поскальзывались, с трудом удерживая равновесие.

Сами водопады не сказать, что очень шикарные. Да, они красивые. Но мы больше насладились путешествием к ним. К тому же, очень много красот увидели на пути к водопадам. Кстати, пока мы шли, нам встретилась такая надпись: «Тут не ходят депутаты, мэр не лазит по кустам. И мы сами виноваты, если мусор тут и там». Но, к слову сказать, мусора практически не было.

***

На следующий день мы поехали в поселок Гузерипль. Дорога к нему сказочно красива: горный серпантин, виды – один лучше другого. И опять подумалось, какое великолепие здесь летом. И сразу захотелось вернуться в Адыгею в теплое время.

В Гузерипле мы посетили музей природы Кавказского заповедника и остались в полном восторге. Это современное, интерактивное учреждение с экранами на стенах. При нажатии на кнопку на карте появляется интересующий тебя объект. Можно было посмотреть на чучела волка, кабана, медведя и, конечно, зубра. Была представлена подробная информация, как был убит последний зубр, и как восстанавливали популяцию.

На территории располагается небольшой зоопарк, где содержатся  олени, волки, енот, лесные кошки. Раньше были и зубры, но сейчас их почему-то нет. Сам заповедник был закрыт. Зимой и весной его посещать запрещается. Причин для этого много, но самая главная, пожалуй, – зимой у животных мало еды и они могут напасть на человека. А летом здесь, наверное, очень приятно погулять.

…Три дня пролетели очень быстро. Жаль было покидать этот чудесный край, с которым мы только начали знакомиться. Но кто знает, может нам еще суждено сюда вернуться?

Наталья КУЗНЕЦОВА.

Фото автора.

***

Уважаемые читатели! Мы будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатлениями от путешествий. Можете прислать готовый текст с фотографиями  на info@vestnikotradnogo.ru или 446300, г. Отрадный, ул. Советская, 93, оф. 417 или дать интервью корреспонденту «Вестника», предварительно позвонив по телефону: 8 (927) 795-30-95.

Выпуск №122 Дата выхода: 14.01.2021 Просмотров - 508 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.