Вы здесь

ЕГЭ: как справиться со стрессом

С приближением главного школьного экзамена старшеклассники и их родители задают множество вопросов. Как найти хорошего репетитора? Или лучше обойтись без него? Заниматься по книгам или с помощью сайтов, мобильных приложений и обучающих роликов на YouTube? Какой предмет сдавать и как не ошибиться с выбором?

Всё это, бесспорно, очень важно. Но спросите выпускников прошлых лет, что было для них самым сложным в этом экзамене. Нарастающая тревога и тяжелейший стресс – вот что в первую очередь вспоминают подростки в связи с ЕГЭ. От волнения некоторые потом даже не могли вспомнить, что именно писали на листочках. 

Экзамены во все времена считались делом  волнующим, однако в последние годы паника вокруг ЕГЭ становится всё более нездоровой. Почему так происходит? И как помочь школьниками сместить внимание с области чувств на знания? Об этом на Самарской родительской конференции рассказывала психолог-консультант, профориентолог и основатель «Семейной доброй школы» Екатерина ОСТРОУХОВА.

 

– Чем ближе ответственный момент, тем сильнее трясет ребенка. Многие подростки во втором полугодии 11-го класса становятся нервными, неуверенными и отчаявшимися. И нельзя их в этом винить. Огромное влияние на ребенка оказывает окружение, где у каждого свои интересы и цели.

Учителя и руководство школ сильно переживают за свой рейтинг и показатели. Они тоже не уверены, тоже нервничают и передают эти чувства детям. Волнуются одноклассники. Рассказывая друг другу о своих терзаниях, они вызывают чуть ли не резонанс паники у всего класса. Тревожатся родители. И желая поддержать своих чад, они говорят: «Я верю, что ты сдашь! – но тут же добавляют. – Ты же понимаешь, что от этого всё зависит…» И вот у ребенка уже дергается глаз. Репетиторы в этот период хмурятся, услышав от ученика неверный ответ. У них ведь тоже рейтинг, репутация. Кроме того, тема ЕГЭ глубоко въелась в современную массовую культуру. Предэкзаменационная паника всюду: в анекдотах и молодежных сериалах, юмористических сценках и мемах в соцсетях. От этого не спрятаться!

Питаясь из многих источников, стресс усиливается и нарастает. Как помочь ребенку снять чрезмерное напряжение и направить энергию в русло спокойной сосредоточенной учебы? К счастью, способы есть.

Провести диагностику

Даже хорошисты и отличники часто не уверены в своих знаниях. Чего стоят оценки? Одним ученикам их завышают, а другим – занижают, у одного педагога ради «четверки» надо расшибиться в лепешку, а другой - меньше той же «четверки» вообще не ставит? И как предвидеть исход экзамена, если всё так относительно?

Давайте сравним образование со здравоохранением. Что делает человек, который сомневается в своем здоровье? В первую очередь сдает анализы, делает УЗИ, консультируется с врачами. И только выяснив, в чем проблема, переходит к лечению.

Однако в вопросах образования обычно действуют иначе. Едва заподозрив пробелы в знаниях ребенка, родители нанимают репетитора, и обучение начинается. Но что мешает начать с диагностики? Попросите стороннего педагога, не знакомого с вашим ребенком, объективно оценить уровень его знаний и мотивации к учебе, выяснить, какие темы рождают в душе зеленую тоску, а какие зубовный скрежет, и выдать список рекомендаций о том, что с этим делать, когда и как. И уже после, вооруженные пониманием глубины и ширины проблемы (или отсутствия оной), снабженные инструкциями по их устранению, вы подбираете репетитора и приступаете к занятиям. Поверьте, эффект будет лучше.  

Снять корону

ЕГЭ демонизирован до крайности. В представлении многих, это просто король всего школьного зла, великий и ужасный.  Разумеется, с таким отношением к экзамену ребенку проще бояться и страдать, чем стараться и учить. Снимите с ЕГЭ эту черную корону, и окажется, что перед нами – просто один из экзаменов, которых в жизни ребенка будет еще немало. Просто у этого конкретного экзамена есть свои особенности, с которыми нужно познакомиться, ведь больше всего страшит неизвестность, особенно раскрашенная черными красками. Сегодня в интернете есть много сайтов и программ, где можно прорешивать экзаменационные задания прошлых лет. Пользуйтесь ими. Не пренебрегайте пробным ЕГЭ. На нем ребенок познакомится с обстановкой: поймет, куда нужно будет проходить, какие листочки получать, где садиться, узнает, что можно, а чего нельзя. Всё это уже не будет так пугать на настоящем экзамене. Многие ребята, которые сдавали пробный ЕГЭ, признавались, что он оказался легче, чем они думали. 

Держать фокус на успехе

Обращать внимание на успехи, а не на ошибки – для многих сложно и непривычно. Но это дает положительный эффект, попробуйте. С младшими школьниками можно, например, выделять зеленой ручкой самые удачные буквы вместо того, чтоб зачеркивать красной кривые и некрасивые. Это учит фокусироваться на хорошем, на том, что получилось. В случае же с ошибками нужно делать акцент не на них, а на том, что их можно исправить: написать или сосчитать заново. Подросткам тоже важно видеть свои сильные стороны: «В этом разделе физики ты отлично разбираешься! Стоит подтянуть другие темы на такой же уровень, как думаешь?»

Те, кто занимались спортом, прекрасно знают, что успех чемпиона зависит, во-первых, от упорных тренировок, а во-вторых, от настроя. И это второе не менее важно, чем первое. Можно быть отлично подготовленным физически, но в ответственный миг дать слабину, поддаться панике – и проиграть. Уверенность и настрой на победу необычайно важны. Спортивные тренеры это понимают, а вот учителя, к сожалению, не всегда.

Беседовать

Ребенок может застрять в своем страхе. Если заметили это, не отмахивайтесь от его чувств («Да не бойся ты!»), не усугубляйте их («Конечно, не сдашь, ты ж не учишь ничего!»). Поверьте, это не поможет. Лучше найдите время для спокойной беседы по душам. Дайте вашему выпускнику возможность высказать, чего именно он боится и почему. Предложите представить, что случилось самое страшное, и он не сдал. Что дальше? Ответ придется вытягивать по крупицам. «Родители расстроятся. В универ не поступлю. Работу искать придется. Год потеряю. Потом заново сдавать». По ходу того, как вырисовывается картинка, ребенок сам понимает, насколько ему эта картинка не нравится. У него появляется личная мотивация учиться для того, чтоб всего этого избежать.

Часть страхов по ходу разговора можно сгладить. Например, уточнить проходной балл в выбранном вузе. Возможно, он не так высок и легко достижим.

Это простой разговор, и обсуждаются в нем, казалось бы, само собой разумеющиеся вещи. Но важен тон, ваша готовность выслушать и понять. Напряжение уйдет, и ребенок сможет вернуться к учебе.

Соревноваться

Большинство детей не хотят сдавать ЕГЭ. Им это неинтересно и «не прикольно», а делать приходится по необходимости. Но если ваш ребенок по складу характера любит состязаться и побеждать, то экзамен может стать для него возможностью посоревноваться с одноклассниками, приятелями и детьми маминых подруг. Возможно, у него получится набрать высший балл и победить. А это – уже личное желание и собственный мотив.

Конкуренция и победа в конкурентной борьбе – это простой и понятый двигатель нового поколения. Они конкурируют друг с другом в компьютерных играх, в количестве лайков и подписчиков в соцсетях, в навороченности гаджетов. И эту нацеленность на соревнование при желании можно направить в нужное русло. Обратите внимание, в какие игры играет ребенок, какие фильмы смотрит, какие книги читает и кем восхищается. И в разговоре приводите для иллюстрации своих мыслей примеры из его информационного поля. Тогда вы сможете сравнить высший балл по ЕГЭ с кубком турнира трех волшебников, перчаткой бесконечности или медалью «Повелитель бури». Это близко, понятно, а значит, может сработать.

Проходите «Линию состояния»

Есть эффективная психологическая техника для создания нужного настроя перед ответственной ситуацией. Обозначьте на полу линию. Встаньте на нее, закройте глаза. Представьте, что сзади у вас страх, отчаяние, паника. Сделайте пять шагов назад спиной вперед, постепенно погружаясь в это состояния, понимая, что происходит с телом, мыслями и чувствами. Полноценно переживайте какое-то время и возвращайтесь на исходную линию. Выдыхайте. Затем медленно, вдумчиво сделайте пять шагов вперед. Там – уверенность, успех, победа. Проникайтесь этими ощущениями, прочувствуйте насколько они лучше тех, негативных. И возвращайтесь на исходную линию. Снова сделайте пять шагов вперед, но с хлопком в ладоши, и опять наполняйтесь позитивными чувствами. Делайте это упражнение регулярно, и вы сможете осознанно вводить себя в состояние победителя перед любым ответственным мероприятием.

 

Надеемся, что какие-то из этих рекомендаций окажутся полезны. Желаем выпускникам сохранять спокойствие, уверенность и ясную голову не только на экзаменах, но и в дальнейшей жизни. А учителям и родителям – терпения, мудрости и позитивного настроя.

 

Лира Северина

Выпуск №24 Дата выхода: 14.02.2019 Просмотров - 668 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №24 Дата выхода: 14.02.2019