Вы здесь

Почему дети не хотят учиться?

В преддверии учебного года мы всё чаще касаемся в разговорах школьных тем. Приятельские беседы незаметно перетекает в сетования на дороговизну формы и обуви, в споры о репетиторах и сокрушенные вздохи о детях, которые «ничего не хотят». При этом в словах звучит такая боль и тоска, словно мы отправляем детей не в страну знаний, а на каторжные работы. Как же так вышло? И что с этим можно сделать?

***

У Алены трое сыновей, ипотека и грустные глаза. Ее двойняшки вместе с другими мальчишками носятся по детской площадке, инсценируя какой-то эпизод галактической битвы, в то время как младший копается в песочнице.

— Всего неделя до школы, я так боюсь. Прошлый год вспомню и волосы дыбом. Дальше, говорят, больше проектов будет. А куда больше?
— распаляется она. — В том году скворечник строгали, родословную чертили, да ещё планеты гуашью рисовали, вырезали и на ниточках развешивали. Мне на работу в октябре выходить, кто всё это делать будет, они что ли? — кивает она на мальчишек, которые окружают горку и готовят сосновые шишки для обстрела. Чего в этот момент совсем не видно на их разгоряченных боем лицах, так это желания что-либо чертить или развешивать на ниточках.

Сторонники активного внедрения проектной деятельности в образовательный процесс вовсе не скрывают, что ученику начальной школы не под силу придумать, написать и реализовать проект в одиночку. Здесь нужна дружная работа всей семьи, она-то, мол, и способствует росту любознательности, формированию новых навыков и родственному сплочению. Однако столь оптимистично всё лишь на словах. На деле же часто оказывается, что уставшие после работы родители узнают о проекте в последний день, когда на него нет ни времени, ни сил. В итоге злосчастное панно из природных материалов мастерится под аккомпанемент злобных слов в адрес школы и педагогов, которые слышит и впитывает ребенок.

***

У Нины Ивановны большой огород, маленькая пенсия и разведенная дочь, с которой они вместе воспитывают внука. Тот сидит рядом с ней на скамейке и просит вернуть телефон, который бабушка убрала в сумку.

— Ой, наш в школу никак не хочет! — сетует она. — С первого класса пошло, и чем дальше, тем хуже. Выходные только любит, праздники да каникулы. И болеть рад, лишь бы в школу не ходить. За уроки со скандалом садится. Чего мы только не делали: мультики запрещали, гулять не пускали, телефон отбирали — ничего не действует. А ругать не будешь, совсем от рук отобьется. Программа сложная, конечно, но учиться-то надо, а его в школу палкой не загонишь…

Куда-то загонять кого-то с помощью палки — занятие вообще тяжелое, неблагодарное и малоэффективное. А стимулировать таким образом ответственность и интерес к учебе, пожалуй, и вовсе невозможно. Но ситуация родителей не устраивает, бездействовать они не могут, потому ругают и наказывают. Беда в том, что упреки не помогают ребенку решить непонятную задачу, улучшить корявый почерк или проникнуться интересом к творчеству писателя, который жил 200 лет назад и писал о чем-то непонятном.

Всё, что повторяется день за днем, воспринимается как норма, как бы ужасно это ни было. А потому ребенок привыкает к двойкам и последующей ругани, как к чему-то неотвратимому. И год за годом просто терпит.

***

У Эльвиры дочь-третьеклассница, куча книг о мотивации и мало свободного времени. Она делится опытом, ожидая своей очереди в госучреждении.  

— Схема у нас такая, — деловито начинает она, — за пятерку дочь получает сто рублей, за четверку — тридцать, за тройку вычитаю из её копилки шестьдесят, а за двойку — сто, но они у нас редкость. Программа в школе сложная, надо как-то подстегивать ребенка всё учить, да и цену деньгам пора узнавать. Результат есть: оценки хорошие. Но всё через «не хочу»! Внушаю ей постоянно, как важно учиться: экзамены сдать, в институт поступить, на приличную работу устроиться. А ей это совсем не важно, только деньги мотивируют. На кота бурманского копит, коричневого такого, сорок тысяч стоит, долго копить. Кот ей нужен, а сами по себе уроки — нет.

Рассуждения о том, что образование поможет найти хорошую работу и добиться успеха в жизни, мало трогают школьников. Во-первых, перспектива слишком отдаленная (сами взрослые в ответ на вопрос, кем видят себя через десять лет, лишь отмахнутся). Во-вторых, дети не слепы: день за днем встречая интеллигентного соседа с двумя высшими образованиями, который едва сводит концы с концами, и слушая споры отца с телевизором, что «лишь воры в наше время живут хорошо», они способны делать выводы. Эти выводы вряд ли придутся вам по душе, но они будут вполне логичны.

***

У Виктора свой бизнес, сын-старшеклассник и легкое раздражение в голосе.

— Чего я не понимаю, так это нытья о сложности школьной программы, — возмущается он. — Лично я вижу только упрощение: сочинения не пишут, устно двух слов связать не могут. А мамаши всё жалуются: то им стих длинный, то задачка сложная, то тема непонятная. Так и хочется сказать: это не программа сложная, а вы недалёкие. Не могут ни процент выгодный по кредиту подобрать, ни посчитать, сколько обоев купить для комнаты, а всё равно твердят, что математика в жизни не пригодится. Да они заявление без ошибок написать не в состоянии, книжки после «Колобка» ни одной не прочитали! Только и делают, что в телевизор таращатся, а при виде уравнений для третьего класса стенают, какая сложная программа. А дети слушают и верят, что всё это ужас как трудно, и коль взрослые не понимает, то им и пытаться не стоит.

Виктор судит обо всем бескомпромиссно и резко, а потому в первый момент с ним хочется не согласиться. И всё же в одном он прав: многие из нас переоценивают сложность школьных заданий. Детский мозг растет и развивается, каждый день в нем образуются новые нейронные связи. Благодаря этому он отлично приспособлен к усвоению знаний и занимается этим постоянно. Вы вслушивались в разговоры детей? Они помнят имена и биографии всех супергероев Marvel и DC (а их больше, чем элементов в таблице Менделеева), фамилии иностранных футболистов и составы клубов, названия планет и модели звездолетов из канонической и неканонической вселенных «Звездных войн», локации компьютерных игр и особенности прохождения уровней…

Огромные массивы самых разных сведений загружаются в мозг и обрабатываются в нем постоянно. Дети хранят эту информацию и оперируют ею легко и без всякого принуждения, потому что им это интересно и нравится! Так, может, в этом решение?

Согласитесь, мы с охотой делаем то, что любим, и дети не исключение. Вопрос в том, как привить эту любовь к учебе. Вы наверняка слышали об эксперименте по выявлению познавательной активности. Мам с детьми приглашали в комнату, где было много интересных вещей, головоломок и развивающих игр. Психолог извинялся, что вынужден отлучиться, предлагал «быть как дома» и уходил в соседний кабинет, где наблюдал с помощью особого зеркала. Испытуемые разделились на четыре группы.

Одни мамы шикали на детей, велели сидеть смирно, ничего не трогать и одергивали за непослушание. Вторые доставали из сумки журнал или брали со стола книжку и погружались в чтение, пока отпрыск спокойно изучал новые игрушки. Мамы из третьей группы сразу пытались увлечь ребенка, хватая и демонстрируя ему одну штуковину за другой. Мамы из последней группы, оставив ребенка на стульчике, сами с любопытством изучали головоломки. Ребенок вскоре тоже проявлял интерес к новым игрушкам и охотно всё исследовал.

Насмотревшись, специалист возвращался и проводил тестирование. Наивысший уровень познавательной активности оказался у детей любознательных мам из четвертой группы, на втором мест — дети мам-читательниц. Худшие показатели обнаружились у тех, кому всё запрещали, и тех, кому всё слишком активно навязывали.

Получается, для пробуждения у ребенка интереса к познанию нового, достаточно двух компонентов: спокойной атмосферы (ребенок в ней чувствует себя уверенно и сам тянется к новым знаниям) и любознательности самих родителей (чей образ жизни дети перенимают).

Показательно, что беседы с родителями лишь подтверждают такой вывод экспериментаторов.

***

У Инны дочка-умница, два пушистых кота и любимая работа. Два года назад она пыталась сменить ее на более престижную, но вскоре отказалась.

— Это было ужасно: склочный коллектив, постоянно меняющиеся требования, придирчивое начальство. Казалось, надо привыкнуть, и всё войдет в колею, но становилось только хуже. Я приходила домой издерганная и злая. Раздражало всё! Срывалась на мужа, на дочь. Если раньше спокойно объясняла задачи, помогала с проектами, разбиралась с ней в физике-химии, то теперь просто рявкала и хлопала дверью. Дочь резко скатились на тройки, но вместо того, чтоб помочь, я обвиняла ее в лени и глупости. После очередного срыва поняла, что все проблемы в доме только от моего эмоционального состояния. Ушла на прежнюю работу, которая оставляет мне силы быть доброй и любящей мамой. Вернулись семейные вечера с пирогами, и оценки выправились сами, без репетиторов. Одного лишь домашнего уюта, в котором можно расслабиться и быть счастливыми, оказалось достаточно.

***

У Анны двое детей, заботливый муж и дом — полная чаша. Они ходят семьей в походы и ездят на премьеры в театр, а дома по вторникам с помощью уроков на YouTube учат китайский, потому что английский «это само собой». Она так любознательна, что не может пройти мимо жука на цветке или гнезда странной формы в парке, а смотрителя музея доймет расспросами о каждом экспонате. Ее дети много читают, потому что она много читает, они смотрят познавательные каналы, потому что она их любит, и спортом интересуются по той же причине. А еще она отмахивается от вопросов о воспитании.  

— На учебу как мотивирую? Да никак. Сами «Фиксиков» смотрят, «Пин-код», «Новаторов» — вот и всё. В том году комиксы рисовали, теперь один взялся модели кораблей клеить, другой видеоролики снимает про бульдозеры или тракторы. На олимпиады полюбили ходить: двойку, говорят, там не получишь, даже если неправильно решишь, а задания интересные есть, где мозгами раскинуть приходится. Я по оценкам с ума не схожу, важней, чтоб интерес был к чему-то, увлечение. Племянник вот учится плохо, зато в машинах понимает не хуже специалиста. И брат из-за этого не страдает, говорит, автослесари тоже нужны, не всем в институтах учиться. По-моему, это правильно. Главное, чтобы счастлив был человек, другим подлости не делал и себе душу не рвал. И всё тогда сложится.

 

Так, может, не зря говорят: «Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя»? Давайте поменьше нервничать, жить интересной жизнью, не бояться неудач и каждый день узнавать что-то новое. А еще — запоминать хорошее, любить друг друга, поддерживать и хвалить за успехи. Возможно, тогда всё получится и в школе, и в жизни.

 

Лира СЕВЕРИНА

Выпуск №2 Дата выхода: 06.09.2018 Просмотров - 614 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте
Вестник города Отрадного      Выпуск №2 Дата выхода: 06.09.2018