Вы здесь

В школах Отрадного начали применять коэффициент уровня обученности школьников

С 1 сентября во всех школах Отрадного изменилась система оценивания уровня обученности учащихся, что вызвало тревогу у родителей. Теперь, чтобы получить итоговую оценку «отлично» по одной большой теме или нескольким меньшим, школьникам придется постараться.

Система оценивания называется средневзвешенной. По ней ранее работали в Отрадном только гимназия и школа № 10. Некоторые из родителей в других школах, где в этом учебном году ввели средневзвешенную систему, вдруг обнаружили, что оценка по контрольной работе (если вдруг за нее ставят «три») стала важнее текущих «пятерок» за ответы на уроке. А это может сказаться на успеваемости в целом.

Мама учащегося 9 класса Светлана Юрьевна рассказала журналисту «Вестника»: «Если раньше мой сын получал две оценки - «пять» и «три», то ему ставили итоговую «четыре», теперь итоговая получается «три»! Это вызывает у ребенка раздражение, стимул учиться снижается и увеличивается психологическая нагрузка на него. Вряд ли это улучшит качество знаний, а вот успеваемость понизит».

Ирина - мама учащегося – пятиклассника из другой школы также оказалась в растерянности: «Мой сын уже заработал по математике две «тройки», а ведь раньше он учился на «четыре» и «пять». Боюсь, что за четверть теперь у него будет «три». Отличникам проще. А вот тем, кто учится на тройки и четверки будет значительно сложнее, так как у них успеваемость понизиться. Не так просто складывается с выпускниками. Снижение их отметок может привести к тому, что они потеряют шанс поступить в  ВУЗ».

«Я считаю что это хорошая система оценивания и стимул детям учиться лучше. Вероятно, мы придем к тому что будет меньше студентов в ВУЗах, зато появится больше рабочих, которых сейчас очень не хватает!» – высказала противоположное мнение еще одна родительница школьницы.

Как работает система

Директор школы № 6 Наталья Николаевна Ивкова предложила журналисту «Вестника» взять ручку и на листе бумаге нарисовать схему, чтобы вникнуть в суть средневзвешенной системы оценивания.

«Для детей ничего не изменилось – им, как и прежде, надо хорошо учить уроки. А оценка за контрольную работу, как в советское время, так и сейчас, весит «дороже», чем за устный ответ», - заметила она.

Итак, ранее оценка за четверть выставлялась следующим образом.

Ребенок имеет за устный ответ «два», за контрольную работу - «пять», за практическую работу - «четыре» и за еще один ответ на уроке – «два». Мы суммируем все оценки, получается 13 баллов. Делим их на 4 (по количеству оценок), получаем в итоге 3,25. Округляем цифру – получается «три».

С 1 сентября ввели коэффициент. Устные ответы оцениваются с коэффициентом 1. То есть за два устных ответа оценки остаются прежними «два» и «два», за практическую работу коэффициент 2 – оценку за нее («четыре») умножаем на два, получается «восемь» А вот контрольная работа имеет коэффициент 3, оценка за нее «пять» умножается на 3 и получается «пятнадцать». Теперь все цифры складываем - 27. Делим 27 на количество оценок с учетом коэффициента – на 7. Получается 3,85, округляем – получаем «четыре».

«Средневзвешенная система оценивания способствует повышению качества знаний, которые учащиеся приобретают в школе, - рассказала Наталья Николаевна. – Теперь «пятерку» надо заработать – выучить и усвоить материал. Родители и учащиеся нашей школы спокойно восприняли новшество».

Получить «пятерки» за устный ответ на уроке и домашнее задание недостаточно

Как рассказала «Вестнику» руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области Елена Владимировна Сизова, система не новая.

«Ранее отметка за контрольную работу оценивалась выше, чем за разовые ответы на уроках, - объяснила Елена Владимировна. – Именно контрольная работа дает более глубокий, качественный срез знаний учащегося, в отличие от того, если он выучил одну тему урока и ответил по ней. А на последующих занятиях не отвечал - объективность оценивания получалась ниже».

По ее словам, дети очень быстро ориентируются и приспосабливаются к разным ситуациям. К примеру, чтобы повысить свою успеваемость, они порой прибегают к маленьким хитростям. Домашнее задание могут выполнять с помощью родителей и интернета; поднимать руку на уроке, чтобы ответить по одному заданию, а затем с прохладцей относиться к изучению других тем – ведь уже есть гарантия, что учитель сегодня не спросит тебя, уже имеющего за вчерашний урок «пятерку». В результате у школьника могут быть плохо изученными материалы за учебный период. 

«Но ведь родители хотят, чтобы их ребенок получил качественные знания, которые ему пригодятся при поступлении в вуз или другое учебное заведение, да и просто в дальнейшей жизни», - заметила Елена Сизова.

Какие оценки весят больше

И вот эта новая система оценивания предполагает, что каждая оценка за разные задания будет иметь свой вес.

Каждая школа вправе устанавливать свою систему и придавать разный вес оценкам. Скажем, в одном учебном заведении «пятерка», полученная при ответе на уроке, может весить 20 баллов, а контрольная – 50 баллов. Таким образом, ребенок на одной контрольной может набрать большое количество баллов. Отмечу, что учащийся всегда имеет возможность переписать контрольную, если его не устраивает оценка за неё.

Почему именно контрольной придается такое большое значения? Ответ – в ней даются задания, чтобы проверить знания школьника по одной большой теме либо по блоку небольших тем. И задания построены таким образом, чтобы в них была практическая составляющая. К примеру, учащийся не просто должен рассказать о теореме Пифагора, а надо, чтобы он ее смог применить в  практической работе. И еще один важный момент – в контрольной может быть задание, которое учитывает его знание по другим предметам.

«Глубина  и объективность оценивания становится больше. И если выясняется, что школьник не усвоил в большой теме какую-то ее часть, то учитель должен проработать вместе с ним эту часть, провести работу над ошибками», - подчеркнула руководитель Отрадненского управления Минобразования.

Система оценивания в школе чем-то похожа на получение проходного балла для поступления в вуз. Чтобы поступить в институту или университет абитуриент должен набрать определенное количество баллов, сдавая экзамены по разным предметам. Скажем, математику он сдает на «пять», физику на «четыре», еще какие-то предметы на «пятерки» и в сумме получает проходной балл. Так и в школе по предмету учитываются текущие оценки: за ответ у доски, за лабораторную или самостоятельную работу, за выполнение домашнего задания и за контрольную работу. Эти оценки суммируются, (причем, контрольная оценивается выше остальных) и делятся на количество отметок с коэффициентом. Таким образом выводится средневзвешенная отметка.

С введением средневзвешенной оценки медали отличников учебы будут стопроцентной пробы, подтвержденные прочными усвоенными знаниями.

Александр Панков

Фото Андрея Иванова

Выпуск №208 Дата выхода: 22.09.2022 Просмотров - 58
Вестник города Отрадного      Выпуск №208 Дата выхода: 22.09.2022