Вы здесь

Профессия Надежды Петровны Краснощековой была предопределена еше в детстве

Наш город, словно магнит, притягивает к себе замечательных, талантливых и трудолюбивых людей. Неважно, откуда они родом. Приехав сюда, они становятся отрадненцами и с честью носят это звание.

«Маленькая учительница»

Надежда Петровна Краснощёкова родилась в селе Большой Толкай. Так уж получилось, что она была полной тезкой своей учительницы. А педагог в сельской местности - это очень уважаемая персона. И в какой-то мере отношение к учительнице спроецировалось на девочку. Односельчане звали ее не иначе, как по имени-отчеству. «Вон Надежда Петровна пошла», - говорили бабушки ей вслед. И никто не сомневался, что она тоже будет учительницей.

Так и получилось. Но сначала она стала проявлять свои педагогические способности в игре.

- Когда мы играли в школу, я постоянно была учителем, - вспоминает Надежда Петровна. - Что только мы не использовали для своих «прописей»! По большому счету, в 60-х годах уже и жили неплохо, но все равно чистые тетради мы зря не переводили. Собирали какие-то разрозненные листочки из тетрадей и блокнотиков, иногда даже исписанные с одной стороны.

В начале педагогического пути

Окончив 8 классов, Надежда Петровна поступила в Подбельское педучилище на отделение «Учитель начальных классов». Позже она окончит и институт. Но базой и основой педагогического образования всегда будет считать педучилище.

- Там мы осваивали систему обучения и воспитания, - говорит она. - Происходило формирование профессиональной этики. А какие преподаватели у нас были - настоящие глыбы! За все время я не помню ни одного случая, чтобы кто-то из выпускников опозорил родное училище.

После выпуска Надежда Петровна сразу получила боевое крещение. Ее распределили в малокомплектную школу села Передовка. Она была и руководителем, и преподавателем, и завхозом в одном лице. В школе учились 9 ребятишек с 1-го по 4 класс. Занимались все вместе. Например, ученики 1 класса решали задачи, второклассники учили стихотворение, а третьеклассникам Надежда Петровна объясняла какую-нибудь тему.

Непросто, наверно, молодой девушке справляться со всем в одиночку.

- Мне помогала моя предшественница Елизавета Васильевна, - говорит Надежда Петровна. - И я очень ей благодарна. Она вышла на пенсию, но курировала меня по собственной воле. Приходила на уроки, разбирала их и давала советы. Повезло мне и с квартирной хозяйкой. Она тоже бывшая учительница.

Я регулярно ездила в Похвистнево с отчетами. Также делала заказы по хозяйству: нужно было отремонтировать забор, навести порядок на вверенной мне территории.

От воспитателя до заместителя директора

Через 2 года Надежда Петровна встретила своего будущего мужа и уехала с ним в Отрадный. В городе в то время педагогических вакансий не было. И она обратилась в гороно в надежде, что найдутся какие-либо варианты.

- Заведующим тогда был Венедикт Исаакович ШУЛЬПИН, - вспоминает Надежда Петровна. - Он сказал, что освободилось место воспитателя в коррекционной школе-интернате (2 интернат). И произнес фразу, которая мне надолго запомнилась: «Если понравитесь - возьмут». Дело в том, что раньше устроиться на работу во 2 интернат было очень не просто. Кадры отбирали с особой тщательностью. 

И вот я пошла на собеседование. Директором интерната тогда был  Валентин Евдокимович ЧЕРНЫШЕВ. Я очень благодарна ему как человеку и руководителю. Он сыграл большую роль в моей профессиональной деятельности. Завучи, Галина Александровна УСАЧЕВА и Лариса Александровна ТЫРИНА, тоже были прекрасными специалистами. В день нашей первой встречи руководство задало мне множество вопросов: откуда я родом, где работала раньше, каково семейное положение и есть ли жилье в городе? Наверно, мои ответы всех устроили, потому что я была принята на работу.

Когда Надежду Петровну спрашивают, не было ли страшно идти в довольно-таки специфическое учреждение, она отвечает, что даже не задумывалась об этом:

- Я и помыслить не могла, чтобы сидеть дома и не работать. Наше поколение воспитывалось в коммунистическом духе. Я была комсомолкой, активисткой, старостой группы в педучилище. Как это остаться без работы? Когда шла на собеседование в интернат, и мысли не было - понравится ли мне там. Думала: «Лишь бы взяли. Я  впрягусь и сделаю все, что потребуется».

Сначала Надежда Петровна работала воспитателем. Было нелегко, требования - высочайшие. Но всегда можно было рассчитывать на совет старших коллег. И не только в работе.

- Помню, я рассказывала что-то про свекровь, - делится воспоминаниями Надежда Петровна. - А Анна Николаевна НЕНАШЕВА  спросила: «Надя, ну что ты все «свекровь» да «свекровь»? Говори «мама». Я ответила: «Это чтобы вы не путали, когда я про свою родную маму говорю, а когда про свекровь». А она посоветовала: «Все равно говори «мама». Если я не пойму, то переспрошу».

Потом Надежда Петровна окончила институт (факультет биологии) и стала преподавать сельскохозяйственные дисциплины. На ее попечении оказалась и теплица. Случается, что в школах иногда заводят грядку-другую, чтобы дети на них работали. И главное там - не урожай, а трудовая деятельность. В интернате все было очень серьезно. Выращивали лук, огурцы, помидоры, редис, салаты. Продавали населению рассаду. И очереди за ней не были редкостью. Надежда Петровна вспоминает, что люди даже записывались, чтобы получить рассаду.

Ну и, конечно, растения нуждались в постоянном уходе, без выходных.

- Мне было легче, чем в обычной школе, - рассказывает Надежда Петровна. - Не все дети уезжали домой на выходные. Они с удовольствием помогали мне поливать рассаду. Наши ребятишки были более приспособлены к труду, более отзывчивы на ласку. Как правило, дома они ее не получали. А от похвалы расцветали на глазах.

Были, конечно, и «беглецы», как во всех детских домах и интернатах. Позже, когда меня назначили заместителем директора по воспитательной работе, я много времени отдала, чтобы вернуть их в школу. Вытаскивала из-под мостов и шалашей, привозила в интернат. А некоторых детей сами родители не удосуживались привозить в школу, приходилось за ними ездить. 

Я на собственном опыте убедилась, что работа заместителя директора по воспитательной части очень трудная. Раньше я отвечала за вверенный мне класс, потом - за теплицу, а теперь не стало такой сферы деятельности, про которую можно было бы сказать: это меня не касается.

А потом еще произошло объединение с 1 интернатом. Думаю, всем понятно, что когда сливаются два совершенно разных учреждения и коллектива со своими устоями, легко не бывает. Но, по крайней мере, удалось не смешать кислое с пресным: были организованы 3 отдельных структурных подразделения (школьное специальное коррекционное отделение, учебно-консультативный пункт для детей-сирот и служба ранней диагностики). У всех были разные программы.

После интерната

В 50 лет Надежда Петровна ушла из интерната, чтобы «работать бабушкой». Дело в том, что внучка, проживающая в Самаре, пошла в школу. Родители не могли встречать и провожать ее, вот и пригодилась бабушкина помощь.

В трудовой биографии Надежды Петровны значатся и 6 школа, и отрадненский пансионат для ветеранов, где она работала специалистом по охране труда. Но это было недолго.

Сейчас она работает в 4 школе. Надежда Петровна - освобожденный классный руководитель 5 класса и ответственный за охрану труда.

- Я строгий педагог, - говорит она. - Бывает, ворчу на детей, но очень их люблю. Один мальчик из 6 школы как-то сказал: «Вы - жесткая. Но хороши тем, что у вас нет любимчиков и изгоев». Я действительно отношусь ко всем одинаково. Люблю, но много требую. Возможно, потому, что и мама у меня была требовательной. Она рано овдовела и строго спрашивала с меня и брата.

Даже будучи взрослой женщиной, я старалась не перечить маме. Она жила в селе, и у нее были большой огород и скотина. Все мои отпуска проходили на грядках. Когда мама уже не была в состоянии работать, она сидела у окна и смотрела, что я делаю. Ей было жизненно необходимо иметь огород. И как я могла лишить ее этого?

Да и вообще, наше поколение воспитано так, что мы всем должны: родителям, детям, обществу. И я благодарна судьбе за то, что рядом со мной всегда были замечательные люди, наставники.

***

Мы с мужем 42 года в браке. У нас сын и трое внуков. Девочке 19 лет, учится на первом курсе института. Мальчикам 10 и 6 лет. Старший внук - отличник, младший пока не учится. Летом мальчишки гостят у меня. Люблю их баловать, пеку что-нибудь вкусное. Внуки - это наше будущее, продолжение рода.

Выпуск №194 Дата выхода: 09.06.2022 Просмотров - 360
Вестник города Отрадного      Выпуск №194 Дата выхода: 09.06.2022