Вы здесь

Корректировать задержку в развитии ребенка лучше в раннем возрасте

Каждый родитель искренне желает своему ребенку всего самого лучшего и, прежде всего, здоровья. Как ни печально, но все чаще у современных детей диагностируют задержку в развитии. Они поздно начинают говорить, отстают в физическом и эмоциональном развитии. Проблема усугубляется еще и тем, что родители, как правило, начинают бить тревогу, когда упущено слишком много времени и критический возраст возможной безболезненной коррекции заболевания уже прошел. Своевременно обратить внимание на те или иные проблемы здоровья малышей родителям помогут специалисты Службы ранней помощи детям и семьям. В этом году коллектив службы, возглавляет которую Светлана Николаевна ПЕРЕПЕЧАЕВА, отметил свой 15-летний юбилей. О том, каким заболеваниям чаще всего подвержено современное поколение малышей и как важна роль самих родителей в развитии детей, мы беседуем со Светланой Николаевной.

Светлана Николаевна, расскажите, в чем заключается главная миссия вашей службы?

- Задача ранней диагностики заключается в том, чтобы как можно раньше выявить патологию любой степени, определить детей группы риска с отставанием в развитии. Нужно понимать, что на каждом этапе взросления ребенок должен уметь делать определенные вещи. Если этого не происходит, значит идет отставание в развитии. Довольно часто случается так, что дети приходят в детский сад, уже отставая от своих сверстников. Здоровье малышей во многом зависит от родителей. 80% работы наших специалистов проводится именно с мамами и папами. Конечно, для каждого родителя его ребенок самый лучший, поэтому часто они не замечают «первых звоночков» в отставании развития. Кто-то даже приводит доводы «мой ребенок знает телефон и умеет переключать телевизионные каналы», а значит, нормально развивается. При этом их совершенно не смущает, что малыш не произносит ни звука. Важно помнить то, что упущено до 3-х лет, впоследствии наверстывается с трудом или не наверстывается вовсе. Второй нашей задачей является подготовка ребят к безболезненной адаптации в детском саду.

На базе нашей службы мы обследуем всех детей. Не стоит бояться обращаться к нам. Даже если у ребят есть незначительные проблемы со здоровьем, наши специалисты подскажут, как быть, дадут соответствующие рекомендации. Отмечу, что всего в Самарской области работают 13 служб ранней диагностики. В нашей службе работают грамотные и опытные специалисты, которые прошли подготовку в Москве. Это логопеды-дефектологи Наталья Дмитриевна ЗАРУЦАЕВА и Юлия Александровна ФАСТ, воспитатели — Татьяна Вячеславовна БАЛАШОВА и Ольга Ивановна ДЕМЕНТЬЕВА, и я — педагог-психолог. За 15 лет работы мы обследовали 1800 ребят. Сейчас нас посещают 67 детей. Наш центр базируется на территории городского интерната. Мы безмерно благодарны его руководству, которое всегда идет нам навстречу и обеспечивает оборудованием, необходимым для работы с малышами. Все занятия в Центре проводятся абсолютно бесплатно.

Какие заболевания чаще всего выявляются у малышей?

- Лидирующую позицию занимает задержка развития речи, и если не работать над данной проблемой, то с возрастом она будет только усугубляться. Кроме того, ребята часто отстают в физическом развитии, не умеют ползать, поздно начинают ходить, что впоследствии отражается на организме в целом и работе мозга в частности. Как показывает практика последних лет, много ребят с нарушением эмоционального развития – детским аутизмом. Но до 3х лет этот диагноз не устанавливается. Нам как специалистам требуется совсем немного времени, чтобы понять — ребенок отстает в развитии. При аутизме малыш живет в своем мире. Если он придет в детский сад, в большую массу детей, где от него будут требовать определенные вещи, и малыш просто окажется к этому не готов, то есть риск, что он погрузится в себя еще глубже. Аутизм встречается разных видов. В некомфортных условиях легкая степень может перейти в более сложную. С такими ребятами нужно индивидуально заниматься психологу. Для начала ребенка необходимо вывести из этого состояния и только потом приступать к коррекции заболевания. Если запустить недуг, то в дальнейшем малыша будет ожидать Центр «Радуга» и затем школа-интернат. В нашей практике было три случая, когда мальчики благополучно прошли коррекционный курс и сейчас обучаются в обычной школе.

Предвестником каких заболеваний может быть задержка развития речи?

- Как правило, эта проблема сиюминутно не возникает, а является последствием тяжелых родов, например, асфиксии, обвития пуповины. Это в целом называется перинатальной патологией центральной нервной системы. Отсюда задержка речи, моторики, нервно-рефлекторная возбудимость. Последнее заболевание тоже распространенное, при нем ребенка невозможно угомонить. В таких случаях мы рекомендуем обратиться к невропатологу. Наша служба тесно сотрудничает с детским неврологом Ольгой Николаевной БЕЛАН, практикующей приемлемые формы лечения.

Каким образом вы выстраиваете работу с юными посетителями вашего Центра? Как проходят занятия?

- На базе нашей службы проводятся групповые занятия. Ребята делятся по возрастному признаку, а также уровню развития. Индивидуальные занятия проходят с детьми, страдающими тяжелыми недугами. С малышами работают все наши специалисты – логопеды, дефектологи, психолог, воспитатели. Вот уже 4 года практикуем программу «Музыка-малышам». За основу взята программа детского сада и адаптирована под наших малышей. Можно сказать, это мое детище. Моя главная задача как психолога — поработать над эмоциональным развитием наших юных посетителей. На занятиях мы с ребятами слушаем классическую музыку, поем, танцуем. Слушая музыку, дети перестают плакать, становятся спокойнее.

На протяжении года практикуется работа групп кратковременного пребывания. Дети с родителями проводят у нас 1,5 часа. За это время мы делаем зарядку, знакомимся с окружающим миром, развиваем моторику, лепим, делаем аппликации. Как итог наших усилий – успешная и безболезненная адаптация детей в детском саду.

Воспитание ребенка раннего возраста – это, в первую очередь, поле деятельности семьи. Насколько важен для развития детей контакт с отцом и матерью? Как меняется ситуация с годами?

- К сожалению, тенденция последних лет такова, что многие родители погрузились в виртуальный мир своих гаджетов и не уделяют должного внимания детям. Они попросту перестали разговаривать с малышами, будучи уверенными, что в компании с планшетами и телевизором их малыши будут развиваться прогрессивнее. Однако физиология ребенка никогда не изменится, с ним необходимо постоянно заниматься. Малыш впитывает информацию из окружающего мира как губка, следит за тем, как мама разговаривает с ним, как поет, передвигается вместе с ним. Сегодняшние дети порой не знакомы с цветами, животными, не знают, что за окном – день или ночь. Именно поэтому руководство Министерства образования и науки вновь задумалось о возвращении к практике школьных сочинений. Ведь у современных детей серьезные проблемы развития речи, им все сложнее логически обосновывать свои мысли и выражать их устно или на бумаге.

Служба ранней диагностики работает по будням с 9.00 до 12.30 по адресу г.Отрадный, ул. Жигулевская, 2 А (здание дома-интерната). Первичный прием ведется каждый понедельник. Тел. 8 927-017-34-33.

Наталья Глазкова

Выпуск №17 Дата выхода: 20.12.2018 Просмотров - 1273 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте
Вестник города Отрадного      Выпуск №17 Дата выхода: 20.12.2018