Вы здесь

НЕ ДУМАЛ, ЧТО СТАНУ ДИРЕКТОРОМ ШКОЛЫ

Человек выбирает судьбу или она его? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Зато есть немало историй о том, как люди, мечтавшие об одном поприще, в силу каких-то обстоятельств начинали заниматься совершенно другим делом и достигали в нем значительных успехов. Сегодня мы расскажем об одном таком случае.

Андрей Геннадьевич ДОЛУДИН – педагог с большим опытом руководящей работы. В настоящий момент он занимает должность директора Кинель-Черкасской школы № 2. До этого руководил еще двумя образовательными учреждениями. И все они показывали хорошие результаты. Однако в юности его мечты были далеки от педагогики и роли руководителя.

– Я даже не думал, что когда-нибудь стану директором образовательного учреждения, – рассказывает Андрей Геннадьевич. –  Я учился в 9 школе и на примере Натальи Васильевны РЕБИНДЕР, возглавлявшей тогда педколлектив, видел, что должность директора означает постоянную загруженность и колоссальную ответственность. К тому же, мои планы никак не пересекались с педагогикой, я хотел стать юристом. Изучал историю и обществознание. Неоднократно участвовал в городских олимпиадах по истории.

– Кто из учителей оказал на Вас наибольшее влияние в тот период?

– Один из них – Анатолий Васильевич ШИШКИН, учитель истории. Затем классный руководитель Елена Геннадьевна ВЛАСОВА, сильный преподаватель-математик и отличный воспитатель. Ну и, конечно, тренер по боксу Анатолий Лукич ПЕТРОВ. Лет до 15 я занимался рукопашным боем и показывал хорошие результаты. Но когда пришел в бокс, пришлось начинать практически с нуля. Благодаря тренеру я понял, что на каком бы уровне не находился, всегда есть, куда расти. Благодаря усиленным тренировкам я несколько раз выигрывал Первенство города и был призером Всероссийского турнира памяти Суханкина, становился призером чемпионата Самарской области по боксу.

– Чему научил Вас спорт?

– Спорт – это закалка. И не только физическая, но и морально-нравственная. Выйти на ринг очень сложно. Там тебя видно насквозь. Кого-то сковывает страх, кто-то теряет уверенность в себе и, поддавшись эмоциям, делает много ошибок. Спорт учит тому, что в любой критической ситуации нужно не терять самообладания и трезво оценивать обстановку.

– Почему Ваша мечта стать юристом так и не осуществилась?

– Этому помешала небольшая заминка с документами и, чтобы не терять год, я решил поступить в педагогический университет на тренерский факультет. С таким образованием я мог бы работать тренером-преподавателем или специалистом по физической культуре и спорту.

– Какими были первые шаги на педагогическом поприще?

– На третьем курсе я начал работать в мухановской школе учителем физкультуры и тренером-преподавателем по боксу. Тогда же я сдал на 1-ю учительскую категорию, а когда окончил 5 курс – уже на высшую. В 2008 г. стал победителем окружного конкурса «Учитель года», а в 2009 г. был признан лучшим работником педагогической сферы Кинель-Черкасского района.

Неоднократно проводил спортивные мероприятия на территории с. Муханово. Традиционный открытый областной турнир стал уникальным событием, которого ждало все село и близлежащие населенные пункты. В Муханово, где проживает около 800 человек, приехали 120-140 участников соревнований: со всей Самарской области, из Бугуруслана, Татарстана, Башкортостана.

– Как Вам работалось с детьми в таком молодом возрасте?

– Разница со старшими учениками была 3 года. Для них это было неожиданно и непривычно. А я работал с большим азартом. Хотелось горы свернуть. И случилось то, чего никто не ожидал – мухановский ребенок выиграл Первенство Самарской области по боксу. Мы смогли опередить представителей профессиональных школ Тольятти и Новокуйбышевска. Это самое большое достижение в моей работе. А потом тот самый парнишка уже в составе сборной представлял Самарскую область на Первенстве приволжского федерального округа в г. Ижевске.После этого выиграл несколько Всероссийских турниров. Очень перспективный был. Жаль, что из-за полученной травмы не смог продолжить карьеру.

На смену себе я подготовил парня, который сейчас работает в мухановской школе учителем физкультуры и тренером по боксу.

– А как поступали с теми, кто не хотел заниматься, отлынивал?

– Находил с ними общий язык. У меня все ходили на занятия в форме, сдавали нормативы. Если делаешь работу, то нужно делать ее качественно.

– Как Ваши друзья отнеслись к тому, что Вы работаете в школе? Не посчитали это непрестижным?

– Хорошо отнеслись. Главное – не престиж, а твое это или нет. Педагогика не терпит случайных людей.

– Эта сфера деятельности не самая высокооплачиваемая. Как Вам удавалось содержать семью?

– Зарплата педагога в то время была невысокой. Я совмещал. Работал в общеобразовательной школе и спортивной. И так как я показывал хороший результат, то зарплата была приемлемой.

Не каждый учитель, даже очень хороший, сможет стать директором. Как происходило Ваше становление в этой должности?

– Когда руководитель мухановской школы перешел на другую работу, мне предложили стать заместителем директора. Я согласился. Проработал около года, затем поступил в Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России) в Саратове. Прошел обучение по специальности «Управление образовательной организацией» и параллельно получил второе высшее в сфере управления образованием в Самарском институте повышения квалификации. После этого был назначен директором мухановской школы, где учились около 100 человек. Мне тогда исполнилось 28 лет.

Наша школа стала победителем в областном конкурсе на лучшую организацию социальной направленности. Церемония награждения состоялась на площади им. Куйбышева в Самаре. Губернатор (тогда им был Николай Иванович МЕРКУШКИН) вручил нам знамя победителя.

Также мы были организаторами нескольких окружных мероприятий: «Минута славы», конкурс «Что я знаю о войне» для дошкольных образовательных организаций и др. Дважды подряд мы занимали 3 место в районном конкурсе на лучший школьный двор.

Проработав 4 года, я получил предложение перейти в школу № 3 села Кинель-Черкассы. Это уже был образовательный центр, к которому относились местный детсад «Колосок», а также школа и детский сад из Лозовки. Непосредственно в кинель-черкасской школе обучались 320 детей и работали более 70 сотрудников. Моей основной задачей было повышение качества образования. И мы добились определенных успехов. В 2015 г. было всего 2 призера предметных окружных олимпиад, а в прошлом году, перед моим уходом, – более 20 победителей и призеров, а также 1 человек представлял отрадненское управление в области. Мы выиграли несколько грантов, сотрудничая с социальными партнерами, нам удалось дополнительно привлечь серьезные внебюджетные средства. Они были направлены на приобретение современного оборудования, что позволило организовать учебный процесс на более качественном уровне.

 Дважды за год в школу приезжал министр образования Самарской области. У нас была достаточно сильная воспитательная работа, поэтому наш опыт признали передовым.

Год назад я перешел в школу № 2. В ней учатся 1050 человек. Это самый крупный образовательный центр в округе и один из самых больших в Самарской области. В нашу структуру входят 4 школы (Тоузаковский, Ерзовский, Полудневский и Новоключевский филиалы), 3 учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества, Станция юных техников, Детско-юношеская спортивная школа) и 4 детсада. Всего около 6 тысяч детей и более 400 сотрудников.

– Есть у Вас какой-либо секрет управления коллективом?

– Это далеко не секрет. Нужно с уважением относиться ко всем. В моем понимании школа – это островок безопасности, где отсутствует социальная напряженность. Детям и педагогам должно быть комфортно в школе. Если учитель будет работать «на нервах», нужного результата он не добьется. Главное в нашей работе – это ответственность за конечный результат. Учитель – не только наставник и пример для подражания, ему приходится быть и психологом, и актером…

– Как известно, Антон Семенович МАКАРЕНКО обучался на курсах актерского мастерства и говорил, что одну и ту же фразу нужно уметь произнести в 20 тональностях.

– Конечно, словом можно повести за собой, а можно и убить уверенность в человеке. Учитель – это скульптор детских судеб. Ребятишки большую часть времени находятся в школе. И мы понимаем, что несем ответственность за то, какими людьми станут наши ученики и какое будущее они построят.

– Имеется ли дефицит кадров в школе? Каким образом привлекаете молодежь?

– Трудности есть в небольших отдаленных школах. Молодежь неохотно туда едет. А в крупных образовательных центрах проблем с кадрами гораздо меньше. Есть молодые, талантливые и активные учителя, которые работают в лучших советских традициях, но на современный лад. Они очень ответственные, с пониманием относятся к дополнительной нагрузке, связанной с пандемией.

– Какие изменения Вы видите в современных детях?

– Они стали более адаптированными. Меняются быстрее, чем взрослые. Если мы не будем идти в ногу со временем, то мы безнадежно отстанем. Именно поэтому, я в этом убежден, современный учитель просто обязан повышать свою квалификацию и не только в рамках образовательного чека. На каждом новом месте работы у меня новые цели и задачи, для решения которых нужны новые знания. На данный момент готовлюсь к защите диссертации в московском городском педагогическом университете.

– Расскажите немного о себе и своей семье. Вы коренной отрадненец?

Да, родился, вырос и живу в Отрадном. Более того, в этом городе появились на свет и мои родители. Мама работала в музыкальной школе, затем занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Отец был помощником бурильщика, трудился вахтовым методом. Сейчас они оба на пенсии.

С будущей женой познакомился в 17 лет. Она тоже отрадненская. Окончила нефтяной техникум с красным дипломом. Заочно училась в экономическом вузе, работает инженером-конструктором. У нее всегда была тяга к творчеству, сейчас она активно занимается фотографией. В этом году мы отметили 15-летний юбилей свадьбы. Растим 2 детей.

Чаще всего воспитанием детей занимаются мамы. Но в связи с тем, что вы педагог, кто и как воспитывает детей?

– На мне «меры прокурорского реагирования». Если нужно провести дисциплинарную беседу, тут подключается папа. Если пожалеть – это мама. Но она делает это в меру. Он у нас с первого класса самостоятельно ходит в школу и делает уроки. Я убежден, что дети сами должны принимать решение во всем, что не связано с их физической и психологической безопасностью. С трех лет я брал сына в спортивный зал, бассейн. С 6 лет он занимается в спортшколе. У него 3 разряд по плаванию. В прошлом году сдал на золотой знак ГТО. С этого года начал понемногу заниматься боксом. Дочь увлекается танцами.

– Можете дать какие-то рекомендации по сплочению семьи?

– Укрепление семейных отношений – это ежедневная работа. С возрастом дети отдаляются от родителей и, чтобы этого не происходило, необходимо найти что-то, что будет объединять семью.  Старайтесь проводить хоть немного времени вместе. Даже в напряженном ритме можно выкроить полчаса на совместное чаепитие. Поддерживайте интересы близких, будьте в курсе их дел. Старайтесь внести в жизнь разнообразие. Занимайтесь спортом, ходите в кино. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествие. Все это сближает.

Наталья СОКОЛОВА

 

Выпуск №113 Дата выхода: 05.11.2020 Просмотров - 1903 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №113 Дата выхода: 05.11.2020