Вы здесь

Ускорит ли пандемия прогресс образовательных технологий? ИЛИ Online-уроки: взгляд изнутри

Пандемия коронавируса серьезно влияет на российское образование: из-за карантинных мер учебным заведениям пришлось в спешном порядке перекраивать все расписание и планы работы. Форс-мажор заставил перестроиться на новый формат обучения не только учащихся, но и преподавателей, директоров. И вот, после недельных внеплановых каникул, объявленных президентом, школы возвращаются к дистанционному формату образовательного процесса. На сегодняшний момент точно известно, что это продлится до 12 апреля, что будет дальше – пока сказать сложно, будет зависеть от эпидемиологической обстановки в Самарском регионе. 

Образовательные учреждения округа не в первый раз за текущий учебный год переходят на дистанционную форму обучения. Ранее из-за вспышки пневмонии и  обострившейся обстановки с ОРВИ школы закрывались на карантин в декабре и в феврале. Для нового формата работы школами Самарской области активно используется ресурс «Российская электронная школа», содержащий свыше 120 тысяч уникальных заданий и видеоуроков, предусматривается онлайн- и оффлайн-поддержка. Работа кружков, секций учреждений дополнительного образования также продолжится в дистанционном режиме. 

Ситуация показала, что образовательная система в стране оказалась не вполне  готова к дистанционному обучению. Да, теоретически современные технологии позволяют проводить онлайн-уроки, но не все этими технологиями располагают, при чем касается это и педагогов, и учащихся. Элементарно, не во всех семьях есть ноутбуки или смартфоны, позволяющие выходить в Интернет и пользоваться электронными образовательными ресурсами. С другой стороны не все педагоги легко с технической точки зрения адаптировались к новым условиям. К тому же электронные образовательные платформы зачастую не выдерживали и зависали от перегрузки – и это тоже проблема. Так может быть коронавирус таким образом даже ускорит прогресс наших образовательных технологий?

Особенно трудное положение у выпускников: ЕГЭ на носу, надо определяться с поступлением... Но если посмотреть на это под другим углом, сегодняшняя обстановка – стимул к развитию, в первую очередь шанс научиться получать знания самостоятельно.

О том, как в сегодняшних условиях выглядит образовательный процесс глазами педагога, рассказал учитель истории гимназии «Гармония» Иван ЩЕРБАКОВ:

Нам не впервые приходится работать в дистанционном режиме, опыт уже был, когда в феврале школы уходили на карантин. Тем не менее нельзя сказать, что все мы оказались на100% готовы к новым условиям, собственно вся страна столкнулась с определенными сложностями дистанционного обучения. Прежде всего нужно отметить – далеко не все педагоги имеют возможность выходить на связь с учениками в режиме online, что требует наличия не только Интернета, но и ноутбука с видеокамерой и микрофоном. Вести урок в таком формате не вполне удобно, по сути, учитель говорит в пустоту, то ли дело живой диалог с ребятами, глаза в глаза, живая дискуссия. Еще один важный момент касается электронных образовательных ресурсов. Так, к примеру, на сайте Российской электронной школы (РЭШ) есть масса образовательных материалов, однако из-за высокой востребованности ресурса, он сильно зависает и работать просто невозможно. Все же удалось найти электронные образовательные платформы, которыми можно пользоваться бесплатно и они не подвисают. Дистанционное образование сопровождается еще одной проблемой, касается она самодисциплины школьников. Мы видим, как многие ребята без дела гуляют по улицам, а кого-то родители и вовсе на время карантина отправили в деревню к бабушке и дедушке, где не всегда есть стабильная Интернет-связь, а значит и доступ к online материалам.  И тем не менее в новых условия нет отставания в образовательной программе, и, думаю, учебный год закончится благополучно.  

Дети, конечно, порядком засиделись дома, многие успели соскучиться по школе, учителям, друзьям.

– Приспособиться к новым условиям обучения мне было легко, но я скучаю по одноклассникам, хочется в школу, – призналась учащаяся школы №6 Мария ОЛЬШАНСКАЯ. – Лучше, конечно, учиться как раньше, ходить каждый день в школу, вживую слышать, как учитель объясняет новую тему. Стараюсь разбираться самостоятельно в новом материале, если что-то не понимаю, – мама помогает. Хочется, чтобы поскорее это все завершилось.

Маша еще к тому же спортсменка, и ни на день не прерывала тренировки, которые традиционно начинаются с ранней утренней зарядки вместе с папой. Отец девочки, Владимир ОЛЬШАНСКИЙ по совместительству педагог по ОБЖ и физической культуре школы №6.  

– Что-то изменить в данной ситуации мы не можем, а вот люди, которые пыхтят – заводят себя и окружающих, – считает Владимир Александрович. – Сегодняшняя обстановка учителей многому научит, ведь прежде не так часто нам приходилось иметь дело с Интернет-ресурсами, а сейчас мы должны приспособиться к ним. Нахожу видеоролики с упражнениями, которые дети должны дома выполнять. Во всем должен быть личный пример, поэтому и сам держу форму, продолжаю делать зарядку, но дома душно, а я привык на свежем воздухе заниматься. Да, сейчас особенно тяжело первоклашкам, которым необходим рядом преподаватель, непросто приходится девятиклассникам и выпускникам. И все же я уверен, мы переживем все трудности.

 

Нелегко приходится и родителям школьников. Они были вынуждены осваивать электронные ресурсы, вспоминать школьную программу, чтобы помочь своим детям ознакомиться с новым учебным материалом. Анастасии «повезло» вдвойне, у нее двое детей, один ребенок учится во 2-м классе, другой – в 4-м.

Признаюсь, поначалу было тяжело. Вообще насколько удачно будет проходить дистанционный процесс обучения, зависит от учителя и учащихся, – считает Анастасия. – Один учитель у нас очень организованный, дает лаконичные задания и доступно объясняет, с другим сложнее. Так же и с детьми, один быстро схватывает и более самостоятельный, другому приходится скрупулезно сидеть и вникать. В техническом плане мы были готовы, будто предугадали, и купили детям по компьютеру, поэтому не нужно ждать очередь позаниматься. Однако существует иная проблема – электронная образовательная платформа, на которой занимаются школьники днем сильно виснет и практически не работает. Чтобы посмотреть задания, ребенок просыпается в 7.00, в 9.00 начинается первый урок, а потом мы до 21.00 делаем уроки. Здесь же возникает и проблема дисциплины – дети находятся дома и немного расслабляются. 

Наталья ГЛАЗКОВА

Выпуск №83 Дата выхода: 09.04.2020 Просмотров - 957 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №83 Дата выхода: 09.04.2020