Вы здесь

Знаешь права, знай и обязанности!

«Не буду этого делать!», «Я не обязан!», – наверняка и ваш ребёнок иногда говорит подобное в ответ на обычные просьбы дома. В школе не легче – ученик считает себя вправе приносить смартфон на уроки и отвлекаться на него во время занятий. При этом с его точки зрения, учитель не имеет права отобрать гаджет. В последнее время много говорят о правах детей. Давайте же вспомним, что у них кроме прав есть и обязанности.  

Итак, все мы знаем, что ребёнок имеет ряд прав: на жизнь, жильё, образование. А вот с обязанностями сложнее. Кого ни спроси, вам неуверенно ответят: помогать родителям, слушаться учителей, делать вовремя уроки. Неуверенно, потому что редко кто из мам и пап тратит своё личное время на прочитывание объёмных кодексов и прочих документов. Конечно, кто-то может вспомнить и Конституция и Конвенцию о правах ребёнка как документы, содержащие информацию о правах ребёнка (напомним, что ребёнком считается лицо, не достигшее 18-ти лет).

А нормативно-правовых документов, регулирующих права детей, немало! Вот самые основные из них: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ». И здесь важно отметить, что в этих документах говорится не только о правах, но и об обязанностях.

С рождения ребёнок обязан слушаться родителей и лиц, их заменяющих; дома и в общественных местах, в воспитательных и образовательных учреждениях, соблюдать правила поведения. Эти правила обычно прописаны в школьном Уставе, содержащем в себе информацию о правах и обязанностях.

Согласно Уставу школы обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу. Здесь нужно обратить внимание на слово «добросовестно», указывающее на то, что недостаточно просто физически присутствовать на уроке.

Тем более речь здесь вообще не идёт о «сидении в телефоне» во время занятий. Учащиеся обязаны «уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Учреждения», что удаётся, к сожалению, далеко не всем детям. И, наконец, важно «не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися». Это значит, что если на уроке вы шумите, отвлекаетесь сами и отвлекаете класс, вы нарушаете Устав.

***

Комментарии психолога

Ирина Владимировна БОБКОВА, психолог гимназии «Гармония»:

– Мы эту тему неоднократно поднимали. Дети очень часто ссылаются на то, что у них есть права, называют определённые статьи, к примеру, статью 152 Гражданского кодекса, в которой идёт речь о защите чести и достоинства. Часто к этой статье дети обращаются только когда страдают их честь и достоинство, а если они сами нарушают чьи-то права – это для них в порядке вещей. И, конечно, бывает, дети крайне болезненно реагируют на слова учителя, хотя тот не стремился вложить в них оскорбление. Помню разбирательство, когда мама ученика пришла с жалобой, что учитель, пытаясь усовестить ребенка, обратился к нему «что ты рвёшься ко мне как баран». Ребёнок воспринял это как оскорбление.

Могу сказать – не все дети знают свои обязанности. Но и те, кто знают, могут не следовать им. По тому, что у ребёнка это не сформировано. Для подростков характерен нигилизм, в том числе и правовой.

***

Как видят проблему подростки

Евгений, 14 лет:

– Обязанности свои я знаю: я должен хорошо учиться в школе, помогать родителям, не грубить. Думаю, важны как права, так и обязанности. Бывает, иногда я не делаю то, что должен сделать. Мои одноклассники больше знают про свои права, думаю, это потому что они не выполняют того, что от них требуют. Почему? Да потому что времени мало или ленятся. Вот мой одноклассник Ваня учится  нормально, потому что он после школы свободен, у него нет ни тренировок, ни других дополнительных занятий. А у меня есть. Не говорю, что тренировки прямо мешают учиться, просто в итоге остается мало. Обычно я прихожу домой в 14.30, в 15.30 иду на секцию, где занимаюсь до 18.00. Родителям я помогаю по дому, выполняю все поручения по первому требованию.

Света, ученица 8 класса:

– Вроде бы знаю свои обязанности, правда, выполняю их не всегда. Да никто не выполняет их на 100%. Нет такого человека. Если ты выполняешь какое-то поручение, то тебя могут упрекнуть за то, что ты не делаешь что-то другое. А ты просто не успеваешь! Дети не выполняют поручения учителей, потому что им просто не хочется. Вам же, к примеру, иногда тоже не хочется делать что-то? Бывает, сидишь, смотришь в одну точку, вроде бы ничего не делаешь, но всё равно устал! Как вариант, в такие моменты можно сменить деятельность, но когда пытаешься объяснить это маме и папе, – они  не  понимают и могут упрекнуть в том, что ты не заканчиваешь начатое дело. Насколько ребёнок соблюдает свои обязанности, зависит от многого: от его окружения, характера, родителей. Нужно конкретнее объяснять ребенку, что от него требуется.

Яна:

– А меня иногда раздражает, что от меня ждут какой-то инициативы, особенно дома. Мне сказали убраться, – я навожу порядок. И всё равно какой-нибудь «косяк» найдут, к примеру: «А ты не могла додуматься мусор вынести?»

Вопрос: а вы не могли мне об этом сказать? Я не хочу думать об этом постоянно, мне есть о чём подумать. А если будешь проявлять инициативу, то от тебя и будут ждать больше.

Ульяна:

– Слышала, как мои одноклассники говорили учителю про свои права. Но это было в шутливой форме. Были случаи, когда у них отбирали телефоны на уроке. Иногда  возмущались (улыбается). Не помню, чтобы из класса кто-то проявлял инициативу и добровольно выполнял поручение, о котором его не просили. Я, например, всегда дежурю в классе. А есть ребята, которые уходят с дежурства. Впрочем, наверное, они просто забывают. Но попробуй не продежурь! – классный руководитель у нас строгий и будет ругать за это. Лучше сделать то, что ты должен. Нельзя говорить только о правах, нужно соблюдать какой-то баланс.

***

В интервью специально были опрошены обучающиеся, которые достаточно хорошо учатся и прилежны в поведении, но, как мы видим, даже у таких ребят есть определённые проблемы с выполнением своих обязанностей. Что уж говорить о тех, кто действительно игнорирует замечания учителей и родителей. Впрочем, они наверняка сказали бы, что делают всё, что от них требуют.

Мнение родителей:

Татьяна, мама ученика 8 класса:

– Жалоб на сына нет, так что, думаю, в школе он делает всё, что должен. М вообще не обсуждаем с моим сыном, как у него дела в школе. А по дому он выполняет всё, что скажу.

Владимир, замдиректора ледового дворца «Роснефть-арена», дедушка 14-летней ученицы:

– Раньше, в советское время, дети были более ответственные. Не было такого, чтобы ребёнок заявлял, что не хочет что-либо делать. Но была другая мораль «Человек человеку друг, товарищ и брат». В моей семье проблем с невыполнением обязанностей нет. Внучка всё понимает без повышения голоса.

Ольга Юрьевна, мама семиклассника:

– Мой ребенок знает все свои права: «Вы должны меня одевать, обувать, учить, учителя не должны нас унижать, поднимут руку – подам в суд». Сложно объяснить, что мы не можем покупать брендовую одежду, на что начинаются обиды: «Зачем вы тогда меня родили?!» «Да, мы обязаны тебя одевать, но по средствам», – объясняем мы. Чуть что не так: «Это насилие надо мной, вы используете детский труд!» Жить невозможно. Про обязанности и слышать ничего не хочет.

***

Александр Фёдорович ИГОНИН, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №8 им. С.П. АЛЕКСЕЕВА:

– На уроках мы изучаем и права ребёнка и его обязанности. Но если первых в учебнике указаны едва ли не десятки, то обязанности можно пересчитать по пальцам. В общем, так положено при демократии. Всё должно быть основано на свободах и на правах. Однако на практике учитель не имеет права выгнать ребёнка с урока, если тот нарушает дисциплину. У нас в России отношение к ученикам не чисто формально-юридическое. Некоторые учителя кричат на детей, потому что хотят, чтобы те нормально учились и набирались знаний. Если всё делать по букве закона, то те же дети могут чуть ли не каждый день подавать в суд на своих родителей, ведь даже угроза «ремня» является психологическим насилием, что запрещено. 

В завершении хотелось бы отметить, что проблема воспитания подрастающего поколения лежит на всех нас. И учителя, и родители не должны ссорится друг с другом по пустякам, а совместно направлять усилия, чтобы из школы вышел достойный гражданин своей страны.

Подготовил Иван ЩЕРБАКОВ

Выпуск №81 Дата выхода: 26.03.2020 Просмотров - 391 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №81 Дата выхода: 26.03.2020