Вы здесь

КАК ВОСПИТАТЬ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ?

Вот уже более 25 лет в России отмечается Всемирный день прав потребителей. Он проводится 15 марта и, как правило,  под определенным девизом. В текущем году был выбран следующий лозунг: «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»).

В чем же актуальность этого девиза? Не секрет, что в современных условиях человек окружает себя гораздо большим количеством вещей, чем ему необходимо. Кроме того, следуя моде, он легко избавляется от одежды, мебели, гаджетов несмотря на то, что их срок службы еще не вышел. Также он активно пользуется одноразовыми предметами по принципу: «купил-использовал-выбросил». Ему так удобнее! А то, что материалы, из которых сделаны современные вещи, практически не разлагаются, – обывателю не важно.

ФАКТЫ

60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

***

В среднем каждый человек генерирует 0,74 кг отходов в день, что примерно равно весу двух полных тарелок. Страны с высокими доходами (16% населения мира) производят 34% отходов.

***

Каждый год генерируется 50 миллионов тонн электронных отходов. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет 120 млн. тонн. «Трудно представить себе даже 50 миллионов тонн. Для сравнения, по весу это эквивалентно 4500 Эйфелевым башням, которых достаточно для покрытия территории размером с Манхэттен – и этот электронный лом мы производим всего за год».

Но если кто-то думает, что неразумное потребление – это его личное дело, то, к сожалению, он ошибается. Действия таких потребителей вредят всем. Они приводят к глобальным изменениям климата и ухудшают состояние окружающей среды. Разве что слепой не способен заметить, какой непредсказуемой стала погода, и как увеличилось количество стихийных бедствий.

***

В настоящее время ученые, социологи и активисты экологических движений изучают, как стимулировать устойчивое потребление, проводят различные эксперименты. Но далеко не всегда новшества воспринимаются сразу.

Так, в 2010 году в городе Калгари была запущена программа под названием «Грассциклинг», в соответствии с которой жители должны были оставлять обрезки травы разлагаться на газоне после стрижки, а не упаковывать их в мешки и отвозить на свалку. Среди горожан велась широкая информационная кампания о преимуществах этой программы: грассциклинг вернет ценные питательные вещества в  почву и поможет ей сохранить влагу. Более того, такой подход  требовал от человека меньше работы.

Но, несмотря на это, первоначальные темпы внедрения новшества были ниже, чем ожидали экспериментаторы. Тогда они попытались изменить поведение жителей, используя «социальные нормы». Десятки исследований показали, что у людей есть сильное желание приспособиться и соответствовать поведению окружающих. Разработчики программы стали прикреплять сообщения на дверях жителей: «Ваши соседи оставляют траву на газоне. Вы тоже можете» или «Большинство людей находят способы уменьшить количество материалов, идущих на свалку – вы можете внести свой вклад путем грассциклинга». И в течение двух недель это простое действие привело к тому, что количество людей, присоединившихся к программе, увеличилось вдвое.

Использование силы социального влияния является одним из наиболее эффективных способов вызвать правильное поведение и в потреблении. У зарубежных наблюдателей есть множество подобных примеров. Например, когда покупателям рассказывали о том, что другие люди приобретают экологически чистые продукты, продажи качественных продтоваров возрастали на 65%. Убедив посетителей буфета, что не стоит набирать слишком много еды сразу (если что – можно потом вернуться), удалось уменьшить количество пищевых отходов на 20,5%.

Представляет интерес и следующее исследование. Одной группе людей рассказали, как много владельцев машин пересаживаются на велосипеды, а другой группе просто дали информацию об альтернативном транспорте. Так вот, первые стали использовать велосипед в пять раз чаще, чем вторые. 

К СВЕДЕНИЮ

Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленные на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития, при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».

Заинтересованные лица также могут ознакомиться со справочной брошюрой Всемирной организации потребителей («Consumers International») по проблемам рационального потребления, перевод на русский язык которой произведен Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ!

23-31 марта с 13.00 до 16.00 в честь празднования Всемирного дня прав потребителей специалисты Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Отрадном проведут «Горячую линию», в ходе которой ответят на вопросы по защите прав потребителей.

Телефон горячей линии:

в г. Отрадном – 8 (84661) 2-27-45.

 

Материал предоставлен Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Отрадном.

Подготовила Светлана АЛЕКСАНДРОВА

Выпуск №81 Дата выхода: 26.03.2020 Просмотров - 119 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №81 Дата выхода: 26.03.2020