Вы здесь

КАЛОШИ НАСТОЯЩИЕ, КРАСИВЫЕ, БЛЕСТЯЩИЕ…

Сегодня калоши можно увидеть разве что в сельской местности или на ногах у стареньких бабушек. А ведь когда-то они верой и правдой служили своим хозяевам, причем независимо от их сословия. Более того, в первой половине XIX века только состоятельные люди могли позволить себе купить пару этой незамысловатой обуви.

НОВИНКА ИЗ ТУМАННОГО АЛЬБИОНА

Первые калоши из пропитанного натуральным каучуком сукна появились в российской столице в середине 1820‑х из Англии. К новинке не остался равнодушным и известный поэт А.С. ПУШКИН. В своем письме к брату Льву в ноябре 1824 г. он просил: «Да пришли мне калоши – с Михаилом».

В 1840‑х годах, когда был открыт метод вулканизации каучука, на российский рынок хлынули американские резиновые калоши. Но спрос на них существенно ограничивала высокая цена: конкуренцию с кожаными «мокроступами» они явно не выдерживали. Однако заокеанские предприниматели вовсе не хотели терять вожделенный рынок. Они быстро поняли, насколько выгодным будет наладить производство внутри Российской империи из-за дешевизны рабочих рук и топлива.

Ну а настоящий калошный бум случился в 1861 г., когда в Санкт-Петербурге заработало Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры «Т.Р.А.Р.М.», получившее всемирную известность как «Треугольник» (после 1918 г. переименовано в «Красный треугольник»). Визитной карточкой товарищества стали глянцевые калоши с красной байковой подкладкой, «нашпорником» и треугольным клеймом на подошве.

 

 

 

 

 

 

А по прошествии двух десятков лет появились новые фирмы и стали производить калоши многомиллионными тиражами. Удалось даже наладить экспорт в европейские страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЗ НИХ ПО ГРЯЗИ – НИКУДА!

О том, что творилось на российских улицах в межсезонье, хорошо написал в 1882 г. А.П. ЧЕХОВ: «В Бердичевах, Житомирах, Ростовах, Полтавах – грязь по колено. Грязь бурая, вязкая, вонючая...» Прославленному писателю вторит и председатель Московского окружного суда Н.В. ДАВЫДОВ: «…пешеходы теряли в грязи калоши, а иной раз нанимали извозчика специально для переправы на другую сторону площади...»

Острословы уверяли, что если подсчитать количество калош, утонувших в городской грязи, то их стоимость была бы сопоставима с ценой мраморных тротуаров.

По правилам хорошего тона калоши следовало снимать в прихожей. Это касалось и общественных мест. В результате вся обувь перемешивалась, и многочисленные посетители потом долго не могли найти свою пару. Однако на то и существуют «изобретатели от бизнеса», чтобы решать подобные проблемы. Некто Петр САВЕЛЬЕВ придумал, как помочь владельцам калош: он стал торговать небольшими металлическими буквами, которые крепились к стельке калоши в качестве инициалов. И его задумка имела большой успех.

ВСЕ ФАСОНЫ ДЛЯ ДУШИ

Казалось бы, что может быть проще и незатейливее калош? А н-нет! Насчитывалось великое множество их видов и фасонов. Зимние изготавливались на меху (собачьем, кошачьем, овечьем); демисезонные – на шерстяной или хлопковой подкладке. Для модниц выпускались калоши «с местом для французского каблука». Были в ходу и полукалоши – они оставляли каблук снаружи...

Но какая-то часть населения не приняла резиновые калоши и продолжала ходить в кожаных. Л.Н.ТОЛСТОЙ, например, пользовался ими всю жизнь, и даже научился у сапожника собственноручно их шить.

ОСТРОДЕФИЦИТНЫЙ ТОВАР

Первая мировая война нанесла серьезный удар по производству калош. В первую очередь, импортный каучук стал использоваться для военных нужд: изготовление шин, средств химзащиты и т.д. В стране буквально началась охота на калоши. Этот факт отражен даже в «Собачьем сердце» М. БУЛГАКОВА. Вот что говорит профессор ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ: «... до марта 1917 года не было ни одного случая ... чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В марте 1917 года в один прекрасный день пропали все калоши».

Естественно, цены на дефицитный товар возросли многократно. Так, в Петрограде «мелкие» калоши, стоившие до войны 1 руб. 35 коп., в ноябре 1915 г. стоили уже 4 руб. 50 коп., а в ноябре 1917‑го – 15 руб. Около калошных лавок образовывались огромные очереди. «Хвосты эти с каждым днем увеличиваются, в них происходят беспорядки и возникают опасения за возможность эксцессов», – свидетельствуют источники того времени.

С 1 октября 1917 г. по распоряжению Мосгордумы продажа калош разрешалась только по ордерам, выдаваемым домовыми комитетами. В декабре художник Александр БЕНУА записал: «По дороге купил (по ордеру, выданному нашим домовым комитетом, иначе нельзя) на Андреевском рынке резиновые калоши; к сожалению, кроме остроконечных других не оказалось».

В 1918 г. в связи с экономической блокадой ввоз каучука из-за границы был прекращен до сентября 1922 года. Количество «безгалошных» росло ужасающими темпами. В те времена очень популярной стала частушка: «Есть калоши у меня, берегу их к лету. А по совести сказать, у меня их нету».

В конце концов, распределением калош занялись фабрично-заводские комитеты и советские учреждения.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СПРОСА

И лишь благодаря НЭП и Государственному тресту резиновой промышленности (созданному на базе дореволюционных заводов) ситуация изменилась: в 1928 г. производство калош вышло на дореволюционный уровень. К этому времени относятся рекламные творения тандема В.В. МАЯКОВСКОГО - А.М. РОДЧЕНКО: «Дождик, дождь, впустую льешь – я не выйду без галош. С помощью Резинотреста мне везде сухое место».

Ну а настоящий прорыв произошел в середине 1930‑х: было налажено конвейерное производство калош из синтетического каучука, полученного С.В. ЛЕБЕДЕВЫМ. Это позволило к 1940 году увеличить выпуск резиновой обуви вдвое по сравнению с довоенным. Но новая война снова оставила население «босым». Выйти на довоенный уровень удалось лишь к 1950 г.

Сбылась мечта народа: калоши стали дешевыми и доступными. Но закат их господства был уже не за горами. Лет через 10 появилась недорогая практичная обувь из искусственной кожи и главное – на непромокаемой подошве из микропоры. Калоши ушли из массового потребления.

Источник: Российская газета.

Подготовила СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВА

Выпуск №80 Дата выхода: 19.03.2020 Просмотров - 216 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №80 Дата выхода: 19.03.2020