Вы здесь

ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА!

В окружном этапе конкурса «Учитель года – 2020» победила наша землячка Ольга Александровна ТРУХОВА. Она преподает физику в гимназии «Гармония». Благодаря педагогическому мастерству и активной жизненной позиции ее довольно хорошо знают в городе. А если кто-то из читателей с ней не знаком, сейчас мы это исправим.

Ольга Александровна окончила Кротовскую железнодорожную школу. Вдохновившись примером классного руководителя Натальи Николаевны БЕРКУТОВОЙ, она решила стать учителем. Но чем же был продиктован выбор специализации? Дело в том, что отец нашей победительницы очень хотел сына, и она в какой-то мере его заменила. Папа с дочкой ремонтировали машину, паяли, сверлили. И когда в школе начали изучать физику, девочка поняла, что это именно та область науки, с которой она хотела бы связать свою жизнь.

Но папа не поддержал дочь в стремлении быть учителем. В своих мечтах он видел ее программистом. И тогда Ольга Александровна решила совместить оба желания: свое и папино. Она поступила сразу в 2 университета: Самарский педагогический и Поволжский государственный, где училась на программиста-экономиста. В результате получила сразу два диплома, но работать пошла все-таки в школу.

С тех пор прошло 9 лет. Ей давно уже предлагали принять участие в конкурсе «Учитель года», но она все откладывала. Однако времени не теряла и участвовала в других: победила в губернаторском конкурсе долгосрочных воспитательных проектов, хорошо зарекомендовала себя в конкурсе «Изумруды» для педагогов, работающих с одаренными детьми. Стала победителем в ярмарке социально-педагогических инноваций.

***

И вот в этом году она приняла участие в конкурсе «Учитель года». Предварительно была проделана огромная работа, обобщен многолетний опыт. И чем ближе к конкурсу, тем чаще случались у нее бессонные ночи. Как призналась Ольга Александровна, накануне нашей встречи она уснула только в пятом часу утра.  

– Для участия в конкурсе я выбрала тему «Синергетический подход к изучению физики», – рассказывает моя собеседница. – Считаю своей задачей воспитание личности с мировоззрением адекватным миру. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что физические законы не всегда работают на практике.

А теперь представьте с каким энтузиазмом дети в 7-ом классе   начинают изучать физику. Она им нравится, потому что отвечает на основные вопросы мироустройства. Но приходит время, когда ребята подходят ко мне и говорят: «Ольга Александровна! А почему в жизни законы физики не работают? Почему при замерзании вода не увеличивается в размерах?» и др.

И вот на этом этапе очень важно не дать разочароваться детям в науке. Потому что, если они решат, что законы физики действуют исключительно в учебнике, наступит конец их желанию учиться. Поэтому на этапе изучения и отработки материала я и ввожу синергетику. Это наука о законах самоорганизации сложных развивающихся систем. Благодаря ей дети будут готовы к тому, что физический закон, который они изучили, на практике может не подтвердиться. Они будут понимать, что это исключение, что эволюция системы пошла не в том направлении, как должна была. Значит, для этого имелись определенные условия.

А еще это подготавливает детей к жизни в нелинейном мире, который постоянно меняется. И они заранее должны быть готовыми к тому, что не всё у них будет получаться, как запланировано.

***

– Когда родители говорят, что ребенок не понимает физику, я отвечаю: «Такого не может быть, отправьте его ко мне», – продолжает Ольга Александровна. – Я нахожусь в школе минимум до 17 часов. У меня есть специальная тетрадочка, в которой дети записывают время, когда хотели бы позаниматься. Расписаны даже мои перемены.

Основная масса 11-классников готовится к экзамену по физике без репетиторов. И я этим горжусь. Когда 16 человек из моего выпускного класса сдавали физику, репетитор был только у одного. Я считаю, что каждого можно научить. Так и говорю родителям. Главное – понимать эту науку.

Вчера мы с ребятам из 10-ой школы решали задачи, и я дала им одну из тех, что Московский физико-технический университет предлагает на олимпиадах. Они этого не знали. Сначала ребята оробели, но потом активизировались. И вдруг кто-то предложил идею, которая, на первый взгляд, казалась бредовой. Но я всегда говорю, что именно такие идеи обычно бывают правильными. И когда мы решили эту задачу, все были в шоке. И только потом я сказала ребятам, откуда взяла это задание. И то, что они справились с ним, было большим достижением.  

***

– Родители учеников – мои первые помощники. У нас с ними полное взаимопонимание, основанное на откровенности. Я знаю все, что происходит в семьях. Успех ребенка и психологический комфорт зависят от того, насколько осведомлен учитель. Порой я провожу с учениками даже больше времени, чем родители. И дети воспринимают меня как вторую маму. 

Быть классным руководителем – большая ответственность. В позапрошлом году я выпустила своих первых ребят. Класс был очень дружный. Мы ходили в кино, в походы. Из 20 детей 18 поступили в вузы на бюджет. Сейчас я классный руководитель 6-го класса. И что интересно, прослеживается определенная преемственность с прошлым выпуском: есть 4 семьи, которые сначала доверили мне своих старших детей, а потом привели младших. С этим классом мне тоже повезло. Мы много времени проводим вместе. И даже в поход уже сходили. Надеюсь, это станет нашей традицией. Как бы там ни было, воспитательная работа не должна ограничиваться стенами школы.

Но я отдаю себе отчет в том, что без поддержки мужа я бы не состоялась как учитель. У нас с ним трое детей, и они тоже требуют внимания. Я стараюсь проводить с семьей как можно больше времени. Мы предпочитаем активный отдых. У всех в семье есть по  велосипеду. Только младшая дочка-дошкольница еще не может принимать участие в дальних поездках.

Зимой мы ходим на лыжах. Наша семья достаточно музыкальная, у нас есть гитара, синтезатор, и все пытаются что-то играть. Я участвую в интеллектуальных играх «Золотой запас» от гимназии. Наша команда уже 2 года держит 1-е место. Прихожу на игры с детьми, и они за меня болеют.

А еще у меня есть правило: готовиться к урокам, писать планы и т.д., можно только тогда, когда уснут дети. Дома я прежде всего мама.

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

Фото Андрея ИВАНОВА

Выпуск №73 Дата выхода: 30.01.2020 Просмотров - 846 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №73 Дата выхода: 30.01.2020