Вы здесь

ИЗ ЖИЗНИ ПАССАЖИРОВ

Помните, как в детстве любая поездка в поезде становилась приятным приключением? Как же здорово было лежать на верхней полке, смотреть в окошко на меняющиеся за окном пейзажи или читать интересную книжку! Во время длительных остановок мы с радостью выбегали на перрон, чтобы поразмять ноги и посмотреть на вокзал незнакомого города.

А с каким нетерпением ждали, когда проводница принесет чай в стакане с подстаканником, а к нему - сахар в пакетике! Не песок, как сейчас, а рафинад. В советские времена сахар в мелкой расфасовке был настоящей редкостью и лучшим сувениром из поездки. Какие-либо неудобства в детстве воспринимались легко и быстро забывались. Главное, что цены на билеты были вполне доступны, и семья из четырех человек могла позволить себе поездку к родственникам хотя бы раз в год.

А ПОЕЗДА ТАКИЕ РАЗНЫЕ...

Ну а сегодня путешествие на железнодорожном транспорте - это дорогое удовольствие, причем не всегда комфортное. Например, билет в Кисловодск этим летом стоил более 4 тысяч. Это в одну сторону и на одного человека! Следовательно, семье из четырех человек пришлось бы отдать более 32 тысяч только за дорогу туда-обратно.

Причем вагон - плацкартный, без кондиционера и биотуалета. К сожалению, наличие или отсутствие удобств выясняется только в момент посадки. Согласитесь, со времени нашего советского детства произошли большие изменения и требования к комфорту значительно выросли. Хотелось бы ехать со всеми удобствами.

Еще в прошлом году, заказывая билеты, можно было выбрать нужную степень комфортности и попасть в более-менее приличный вагон, заплатив дополнительные 200-300 рублей за кондиционер. Ну а в этом году выбора у пассажиров не было. Объяснялось это тем, что "неизвестно, какие вагоны прицепят". То есть платите все одинаково, а там - как повезет.

В этом году пассажирам, отправляющимся на Северный Кавказ, не повезло. Вагон попался очень старый. Жара стояла страшная (июль все-таки!), и каждый новый пассажир, недоумевая, спрашивал: "А что, кондиционера нет?" Увы, придется смириться! Кое-где имелись розетки. Обладатели разных гаджетов сначала обрадовались возможности зарядить свои устройства, но их ждало разочарование: розетки оказались недействующими.

В туалете вместо жидкого мыла был обычный брусочек, который сиротливо лежал на раковине без какой-либо подставки, а потом и вовсе исчез. Ну а к положительным моментам можно было отнести разве что постельное белье: новое и чистое.

На этом фоне очень мужественным поступком выглядел обход своих владений начальником поезда. Он прошел по вагонам, спрашивая у пассажиров, все ли их устраивает, нет ли жалоб. И, вполне естественно, получил в ответ лишь возмущение и негодование. С большинством претензий начальник поезда согласился: " Да, вагоны старые, но других просто-напросто нет. И кондиционер провести никак нельзя". Также спрашивал, довольны ли пассажиры работой проводников.

Но как раз на них никто не жаловался. А что? Проводники были вежливы, ненавязчивы. Мы заметили, что вот уже несколько лет, как они перестали терроризировать пассажиров требованиями купить у них что-нибудь к чаю.

А то, что туалеты были грязные, - это не их грех, а вина некоторых несознательных граждан. Проводники регулярно убирали места общего пользования. Некоторые даже мыли их вручную. А на одной из остановок им пришлось покупать ершик для туалета. Его кто-то из пассажиров упустил по неосторожности или выбросил из хулиганских побуждений.

Возможно, обход начальника поезда и был бы полезен, если бы потом руководство РЖД реагировало на жалобы. Ну а если сделать ничего нельзя, так хотя бы снизили цены на билеты вдвое за перевозку людей в таких условиях. А пока пассажирам оставалось только слушать передачу, которую включил один из попутчиков.

В ней диктор с воодушевлением рассказывал, какие комфортабельные вагоны поступают сегодня в пользование пассажиров: там и удлиненные спальные места, и душ, и холодильник, и еще много чего. И главное - это не повышает стоимость билетов.

Из всего сказанного не значит, что кисловодское направление - самое некомфортное. Я рассказываю об одном конкретном поезде. Он был выбран из-за раннего времени прибытия на курорт. Возможно, в другом составе были и кондиционер, и биотуалеты. Во всяком случае, хотелось бы верить.

Впрочем, нам не раз доводилось добираться и до Москвы не в лучших условиях. Но здесь расстояние было существенно короче, поэтому все неудобства переносились легче.

К счастью, не все поезда такие ужасные. Доводилось нам ездить и в комфортных условиях. В Казань, например. Причем совсем недавно, в августе этого года. В вагоне были и кондиционер, и биотуалет с полным набором гигиенических принадлежностей. У каждого спального места (по крайней мере, внизу) находились действующие розетки для гаджетов.

Проводник предлагал желающим кофе из кофемашины. Билет, если разобраться, тоже недешевый - полторы тысячи в плацкартном вагоне. И это за одиннадцатичасовую поездку. Но в данном случае хоть не так обидно было платить.

А самой комфортной поездкой я бы назвала поездку на двухэтажном поезде "Самара-Москва" трехгодичной давности. Ехали мы на первом этаже: говорят, что на втором укачивает. Купе было светлое, чистое. Постельное белье не только новейшее, но и дорогое. Ткань пододеяльника напоминала атлас.

Имелись вешалки для одежды. Для того чтобы забраться на верхнюю полку, имелась удобная ступенька. Ну а к минусам можно отнести следующее: не было титана. У проводника имелся электрочайник, но вода в нем быстро заканчивалась, приходилось ждать. Другое неудобство касалось пассажиров только второго этажа. Все три туалета находились внизу.

Та поездка оставила очень хорошие впечатления, но больше мы на этом поезде не ездили. Насколько там комфортно сейчас, не могу сказать.

ВЕРХНЕЕ ИЛИ НИЖНЕЕ МЕСТО?

Как правило, люди предпочитают покупать билеты на нижние места. В плацкартном вагоне они стоят так же, как и верхние, так что доплачивать за удобство не приходится. А вот в купейном цена билета зависит от выбора "верх-низ", и разница может составлять тысячу рублей и более.

Чем хорошо нижнее место? Теоретически обладатель нижней полки - сам себе хозяин. Хочет - лежит, хочет - сидит. Может пить чай хоть 10 раз на дню. И ему не нужно проделывать акробатические номера, забираясь на свою полку.

А сейчас посмотрим, что же выпадает на долю пассажира с верхней полки. Опять же теоретически, он менее свободен в своих перемещениях и полностью зависим от соседа снизу. Пока тот спит, "верхний" не может спуститься. То есть сойти вниз ему никто не мешает, но что он будет делать, если присесть некуда?

Бывает, проснется человек, подождет часов до 10 - 11 и поинтересуется у обладателя нижней полки:

- Вы вставать не думаете?

А в ответ услышит:

- И не собираюсь.

Конечно, так поступают не все пассажиры с нижних полок, но довольно многие. А со временем их может стать еще больше. По правилам перевозок РЖД, человек, купивший билет на нижнее место, имеет право не пускать соседа на свою полку даже поесть. И многие этим активно пользуются, что порой заканчивается настоящей "войной верхних и нижних полок".

Почему-то раньше пассажиры легко находили компромисс. Все сидели на нижних местах, вели задушевные беседы, угощали друг друга. А теперь моя полка - моя крепость? Ну что ж, если кто-то хочет, чтобы человек с верхней полки сидел, свесив ноги перед его носом (это же не запрещено правилами), тогда пусть не пускает его вниз.

Хотя, честно говоря, не пойму, в чем проблема. Ни один человек не просидит на чужой полке всю поездку. Во-первых, люди рады возможности отоспаться, чем и пользуются. Во-вторых, готовясь к поездке, они думают и о том, чем скрасить досуг. Кто-то читает книги, кто-то смотрит видео, играет в игры. Все это можно делать и лежа. Единственное, что неудобно делать наверху, - это принимать пищу. И если человек посидит на вашей полке три раза в день по полчаса - ничего страшного не случится.

В моей копилке дорожных впечатлений множество историй. Чему-то я была свидетельницей, а о чем-то мне рассказали. Одни из историй забавные, другие - неприятные. Помню, одна знакомая рассказала, с каким трудом она с больной ногой забиралась на верхнюю полку. В качестве опоры использовала стол, подстелив пакет из-под постельного белья. Согласитесь, многие женщины так поступают.

Так вот мужчина, занимавший нижнее место, был очень этим недоволен и предложил пользоваться специальной ступенькой. Он прекрасно видел, что женщина хромает, ей и так тяжело подняться на полку. Мало того, что ему даже в голову не пришло поменяться местами, так он еще вздумал делать замечания.

Зато другой женщине, с которой мы ехали в одном купе, повезло гораздо больше. Сосед-мужчина не просто уступил ей нижнюю полку, он даже умолял ее поменяться с ним местами. А секрет такого поведения оказался довольно прост: верхние полки были уже заправлены, а нижние приходилось заправлять самим. Иногда ленивый попутчик - это находка.

И напоследок еще одна интересная история. Попутчиками моей знакомой были студенты, едущие на военные сборы. Прибыть на место назначения они должны были около двух часов ночи. И когда пассажиры уже готовились отойти ко сну, кто-то из ребят сказал:

- Поесть бы надо! Кто его знает, когда еще придется!

При этом они ни к кому конкретно не обращались, а вроде бы разговаривали между собой. Но, тем не менее, все их прекрасно слышали. А так как ребята ехали на верхних полках, нужно было, чтобы кто-то уступил им место. И сделала это лишь моя знакомая. Другая соседка как будто ничего не слышала.

В результате к столику можно было сесть только с одной стороны. Поэтому ели по очереди. Наконец-то трапеза закончилась, и моя знакомая легла спать. Время уже перевалило за полночь. Не прошло и часа, как опять раздается голос:

- Надо бы чаю попить! А то, кто его знает, когда еще удастся!

- Садитесь! - женщина снова уступает место. В конце концов, студенты - это великовозрастные дети. Что с них взять? А притворись она уснувшей, ребята отправились бы на службу голодными.

... Поездка в поезде - это маленькая часть жизни. Она сводит нас с разными людьми и порой испытывает на прочность. Но в любой ситуации нужно оставаться человеком.

Выпуск №57 Дата выхода: 03.10.2019 Просмотров - 871 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №57 Дата выхода: 03.10.2019