Вы здесь

Страна читающего детства

Специалисты бьют тревогу: современные школьники читают в разы меньше, чем их сверстники 30-50 лет назад. Учителя-словесники для решения проблемы предлагают проверенную временем русскую классику, а родители — пленившие их когда-то романы об отважных путешественниках, индейцах и мушкетерах. В ответ молодое поколение лишь с тоской закатывает глаза, сетуя на «длинные описания» и «неторопливый темп». Да-да, тот самый вихрь приключений, который когда-то подхватывал и уносил читателей в неведомые дали, для сегодняшней молодежи лишь легкий бриз, способный разве что слегка растрепать волосы. Родителям от такой новости остается лишь недоумевать за компанию с учителями, которые «уже устали биться».

А на полке пока не отвергнутых книг остается современная литература. Что это за зверь и стот ли его бояться? Попробуем разобраться.

 

«Чтение и дети: создаем притяжение» — круглый стол с таким названием состоялся 17 сентября в Самарской областной детской библиотеке в рамках фестиваля «Страна читающего детства». В нем приняли участие педагоги, библиотекари и представители книготорговых организаций. В качестве приглашенных экспертов выступили детские писатели: поэтесса из Ярославля Анастасия ОРЛОВА (автор книг «Яблочки-пятки», «Это грузовик, а это прицеп», «Речка, речка, где твой дом?» и др.), творческий дуэт Андрея ЖВАЛЕВСКОГО и Евгении ПАСТЕРНАК из Минска («Гимназия №13», «Бежим отсюда!», «Я хочу в школу» и др.) и Наталия ВОЛКОВА из Москвы («Метро. Подземный город», «Безвыходный сад», «Профессии старой России» и др.). Общение проходило в непривычном формате: гости спорили, делились опытом и рассказывали случаи из жизни. Вот некоторые из обсуждавшихся вопросов.

 

— Многие с недоверием относятся к современной детской литературе. Почему так сложилось и что с этим делать?

Собравшиеся признали, что отчасти такое отношение оправдано. Не так давно полки книжных магазинов были завалены красивыми пестрыми книгами, тексты которых ужасали многочисленными опечатками, нескладными стихами и бессмысленными повестями. Сейчас ситуация улучшилась, и откровенно плохие книги для детей встречаются редко. Однако напуганные горьким опытом родители предпочитают не рисковать и покупают книги известных авторов.

И тут становится обидно за молодых писателей. Они придумывают ярких живых персонажей, находят интересные темы и сюжеты, облекают всё это в историю, способную тронуть и взволновать юных читаталей. Но книгу с этой историей не спешат покупать, ведь еще неизвестно, чему она научит: плохому или хорошему.

— Должна ли книга учить хорошему?

Вокруг этого, казалось бы, риторического вопроса разгорелась жаркая дискуссия. Одни без сомнения соглашались. Другие уверяли, что книга (если она, конечно, не учебник) учить не обязана вовсе, ее задача — рассказать историю, выводы из которой сделает читатель, а не автор. Ведь бывает же так, что писатель вкладывает в произведение серьезный нравственный посыл, а его не замечают, увлекшись приключенческой составляющей. Случается и наоборот, когда мрачная и тяжелая книга оказывается для человека ключом к свету и побуждает действовать.

Была высказана и такая мысль: «Все читали «Тимура и его команду», однако далеко не все стали Тимурами, а потому не стоит возлагать слишком большие надежды на воспитательную силу книг. Но не стоит бояться и их разрушительной силы, ведь все читали «Преступление и наказание», а старушек топорами убивать чаще не стали».   

В итоге педагоги и писатели сошлись на том, что основную роль в становлении личности, характера и мировоззрения ребенка играет семья и самые близкие люди. С них он берет пример, с их действий и поступков, а не со слов или книг, которые стоят на полке.

 

— Какие книги нравятся нынешним подросткам?

По словам учителей, раньше все детские истории имели общие черты: рассказывали о дружбе, учили уважать старших и ценить труд. Сегодняшние книги вызывают недоумение своей непохожестью друг на друга.

Но кое-что их объединяет. Во-первых, в современных книгах действие начинается сразу, желательно с первой страницы, иначе «не зацепит». Во-вторых, история должна быть динамичной и захватывающей со множеством взлетов и падений. А потому, Тургеневские «Записки охотника» детям читать скучно...

Однако развиться этой мысли не дали библиотекари. Они уверяли, что дети сегодня очень разные, индивидуальность проявлять не боятся. Есть такие, кто от ТУРГЕНЕВА в восторг придет, а есть и те, кому «Занимательную физику» подавай. А потому, обобщать не стоит.

После долгих дебатов всем пришлось признать — невозможно предсказать заранее, какая книга точно понравится всем юным читателям. Для примера рассмотрели «Гарри Поттера». Что в нем такого? И до этих книг и после было много произведений со схожим сюжетом и персонажами, но именно эта история произвела настоящий бум. Многие пытаются понять почему, но никому из этих многих не удалось пока повторить успех Дж. РОУЛИНГ.

Прозвучала парадоксальная мысль: современные дети прекрасны тем, что их невозможно заставить читать. Можно заинтересовать, увлечь, вдохновить, подтолкнуть, но заставить невозможно. Поэтому авторам сегодня волей-неволей приходится стараться изо всех сил, искать, пробовать, изобретать. История должна быть настолько хорошей, чтобы ребенок захотел оторвался от компьютерных игр, социальных сетей, блокбастеров и комиксов. И сел читать. Сам. По своей воле. Представляете масштаб задачи? Самое удивительное, что есть те, кто с ней справляется.

Многие согласились, что главное — талант автора. Книга должна быть хорошей, тогда становятся не важными ее жанр, стиль и форма.

Сегодня своеобразным знаком качества считается Всероссийский литературный конкурс «Книгуру». Поэтому всем, кто не разбирается в современной детской литературе, но хотел бы начать знакомство с лучших, а не случайных экземпляров, дали совет: следить в интернете за ходом конкурса и выбирать книги победителей. Это достойные произведения, прошедшие строгий отбор.

 

— Как увлечь детей чтением?

Специалисты единодушно советовали не оставлять ребенка наедине с книгой, едва он научится складывать буквы в слова. Продолжайте читать вслух и обсуждать прочитанное. Нередко дети поначалу любят книги, но это проходит, когда им грозно велят читать «от сих до сих» каждый день. Не совершайте эту ошибку.

Не опускайте руки. Расскажите о книге, которая вдохновила когда-то вас. Предложите, например, такой обмен: «Давай ты прочитаешь мою любимую книгу, а я — твою. А потом обсудим». Возможно, в итоге, вы окажетесь не менее впечатлены и уж точно сможете лучше понять своего ребенка.

Лира СЕВЕРИНА

 

 

Опрос

Какая книга стала для тебя открытием?

 

Лера ШИШКИНА, 12 лет:

— В. ЕНАЛЬ «Живые». Ценю эту историю за глубокие размышления о человечности, дружбе, любви и семейных ценностях.

 

Дарья БАЛДЫЙ, 14 лет:

— Дж. РОУЛИНГ «Гарри Поттер». Книга показала мне, что нельзя надеяться на чудо. Надо всего добиваться своими силами.

 

Никита СЕНГИЛЕЙЦЕВ, 15 лет:
— А. САПКОВСКИЙ «Ведьмак». После нее я понял: за все, что для тебя важно, надо бороться и награды заслуживать.

 

Софья ШКЛЯЕВА, 14 лет:

— Книга Р. БРЕДБЕРИ «451 градус по Фаренгейту» поменяла мое отношение к ценности книг, важности чтения и нашей ответственности за то, в каком будущем мы хотим жить.

Ярослава КИРЕЕВА

Выпуск №7 Дата выхода: 11.10.2018 Просмотров - 827 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте
Вестник города Отрадного      Выпуск №7 Дата выхода: 11.10.2018