Вы здесь

Почему ребенок ничего не хочет?

Современные родители все чаще сталкиваются с очень тревожным явлением: их подросшие дети ни к чему не стремятся и ничего не хотят. Ни учиться, ни работать, ни общаться со сверстниками. Все что им нужно для полного счастья - это компьютер. 
Около 20 лет назад такое увлечение сочли бы чем-то вроде юношеской болезни, которая проходит с возрастом. Еще свежи были воспоминания о том, как в нашу размеренную жизнь ворвался интернет с социальными сетями и компьютерными играми. Многие сегодняшние папы тогда задерживались на работе, чтобы сразиться с коллегами в «танки» или другие игры. Ведь компьютер был роскошью, а не предметом первой необходимости и имелся далеко не в каждом доме. 
Но, в конце концов, старшее поколение наигралось и стало жить по принципу «делу - время, потехе - час». Даже самые преданные поклонники интернета понимали, что должны жить реальной жизнью: работать, обеспечивать семью, заниматься бытовыми проблемами.

Ну а с младшим поколением все оказалось гораздо серьезнее. Многим молодым людям компьютер заменил целый мир. Они не хотят жить реальной жизнью и не видят ничего страшного в том, чтобы по окончании школы сидеть у родителей на шее. «А что, вам для меня тарелки супа жалко? - спрашивают они у взрослых. - На институт вы больше бы потратились». Конечно, родителям не жалко денег на свое чадо, но они понимают всю ненормальность происходящего и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. В частности, обращаются к психологу.
«Не лезь, не мешай!»
Психолог Татьяна УДАЛОВА рассказала о том, что за год к ней приходят порядка 10-15 человек по поводу подростков, не интересующихся ничем, кроме компьютера. 
- У этих семей очень похожие истории, - рассказала она. - В раннем возрасте их дети были обычными непоседами и «почемучками». Они всем интересовались, засыпали родителей вопросами, просили поиграть с ними. И мамы с папой, не выдержав такой кипучей деятельности, все чаще отвечали: «Не мешай!», «Не лезь!», «У меня от тебя голова болит» и т.д. И со временем ребенок действительно перестал мешать, просиживая перед компьютером целый день. Всех это устраивало, мама даже еду приносила в комнату, чтобы дитя лишний раз не отвлекалось. 
С одной стороны, родителей можно понять. Они действительно уставали на работе, а потом им нужно было  трудиться на даче, вести домашнее хозяйство. Но дело в том, что ребенок не сорняк. Он не должен расти сам по себе. С ним нужно постоянно быть рядом: развлекать, помогать, направлять. Именно в раннем возрасте закладывается основа отношений (теплых и доверительных или холодно-равнодушных) между ребенком и родителями. 
«Контроль должен начинаться в детстве»
- Родители рассказывают, что пытались как-то регламентировать время, проведенное ребенком у компьютера. Но даже если тот соглашался жить по новым правилам, это все равно не срабатывало. И неудивительно! Контроль должен начинаться в детстве, когда ребенок только начинает пользоваться компьютером, а не когда он уже играет целыми днями. Теперь ему очень сложно остановиться. Все обещания вроде «играю два часа, а потом иду делать уроки», ребенок будет нарушать. Потому что удовольствие для него превыше договоренности. 
Такая ситуация может привести к тому, что родители и дети вообще прекратят общаться на какие-либо другие темы, кроме: «Сколько часов ты сегодня играл?» и «До каких пор это будет продолжаться?»
«Дайте ребенку помечтать!»
- Помните, как в детстве, увидев в магазине куклу или машинку, мы просили родителей купить ее? - спрашивает Татьяна. - И что мы обычно слышали в ответ? «Хорошо, купим на день рождения» или «Вот закончишь четверть без троек, тогда и поговорим». И мы ждали, мечтали о вожделенной игрушке, представляли, как будем играть с ней. А как все происходит в современных семьях? Ребенок увидел игрушку, попросил и тут же получил ее. Без всяких мечтаний и ожиданий. То, что могло бы стать праздником, превратилось в обыденность. Родители торопятся исполнить каждое желание ребенка, словно бы откупаясь от него. Но лучший подарок, который можно сделать малышу - это свое собственное время. Его ничем не заменишь.
Так что не отнимайте у ребенка возможность мечтать! Пусть учится получать удовольствие от ожидания. Моментальное исполнение мечты приводит к тому, что ребенок пресыщается и не хочет уже ничего. 
Было бы хорошо, если бы он и сам сделал посильный вклад в приобретение заветной вещи. Попробуйте вместе копить на дорогие игрушки, поездки, гаджеты. Во многих семьях детям дают карманные деньги и дарят их на день рождения. Пусть учатся тратить их с умом. А если ребенок в том возрасте, когда можно трудоустроиться, позвольте ему поработать летом. Но в то же время я считаю, что родители не должны платить детям за выполнение каких-то обязанностей по дому.
«Лишь бы был на глазах!»
- Есть еще одна причина, по которой родители поначалу поощряют увлечение компьютером: ребенок все время находится дома, вдали от плохого влияния улицы. Он не научится сквернословить, курить, не набьет синяков и шишек. Но таким образом ребенок пропускает очень важный этап в своем развитии. Он не учится общаться с ровесниками, не принимает участия в совместных играх, не может найти себе интересное занятие. 
Если мы опять вспомним собственное детство, то удивимся, насколько разнообразным был наш досуг. Мы играли в подвижные игры: с мячом, скакалками, обручами. А сколько сюжетных игр придумывали: про индейцев, пиратов, принцев и принцесс. Мы, как настоящие исследователи, открывали для себя город (он тогда казался очень большим). 
Да, мы падали, сбивали локти и коленки, но это было частью взросления. «Бесцельное» времяпрепровождение на улице очень важно для психики ребенка. Я видела достаточно случаев, когда, будучи взрослым, человек «срывался» только потому, что не доиграл в детстве.
«Не критикуйте и не ругайте за ошибки!»
- Почему-то взрослые часто хвалят чужих детей, а своих только критикуют. «Петя и учится лучше, и маме помогает. А ты опять двойку получил, мусор второй день вынести не можешь да еще и брюки порвал». Подобными высказываниями родители убивают всякую мотивацию что-либо делать. Ребенок понимает, что, сколько бы он ни старался, ему никогда не превзойти «идеального» Петю. Тогда зачем вообще стараться? 
Что можно посоветовать в этом случае? Не критикуйте ребенка. Лучше акцентируйте внимание на положительных моментах. Даже если вчера он сделал 10 ошибок в диктанте, а сегодня 8, это прогресс. И неважно, что и в том, и другом случае поставят двойку. Или, допустим, из 5 четверостиший ребенок сумел выучить только 3. И в этом случае он достоин похвалы. Тогда в следующий раз он покажет лучший результат. Для движения вперед обязательно должна быть ситуация успеха.
Еще один способ отбить желание что-то делать - это отругать за благие намерения. Допустим, захотела девочка что-то приготовить. Вполне возможно, что получилось съедобно. Но в результате ее стараний плита была испачкана, стены забрызганы жиром, в раковине скопилась грязная посуда. И если мама отреагирует на все это криками: «Что ты здесь устроила? Кто тебя просил? Грязнуля, неумеха!», то вряд ли у девочки появиться желание еще что-либо делать.
«Позвольте учиться на ошибках»
- Некоторые родители ничем не загружают своего ребенка, потому что «хотят стать ему другом». Но это неправильно. Пусть ребенок находит друзей среди ровесников, а у родителя другая функция. Он несет ответственность за ребенка. Его задача – научить чадо самодисциплине и ответственности, привить полезные привычки и навыки, которые позволят ему позаботиться о себе в будущем. Ребенок должен научиться, как минимум, обслуживать себя, убираться, готовить элементарную еду – и это только то, что касается быта.
Не стоит забывать: если ребёнок не хочет ничего делать и ему это сходит с рук, то в будущем проблем не избежать. Следует постепенно, но неуклонно снимать с себя ответственность за личные дела ребенка и передавать их ему. Начинать нужно с мелочей. Допустим, не будить по утрам, отправлять в магазин за продуктами, кормить в определенное время вместе со всеми. Родители обычно возражают: «Если я не разбужу, он обязательно проспит, и тогда будут большие неприятности в школе». Или: «Если я не принесу ему еду, он вообще не будет есть».
Что тут можно сказать? Как   ни странно это звучит, ленивый и неорганизованный ребенок нуждается в отрицательном опыте. Конечно, если это не угрожает его жизни или здоровью. Вспомните пословицу «на ошибках учатся». Вы все равно не сможете прожить жизнь за вашего ребенка. Придется набраться мужества и сознательно дать детям возможность делать ошибки, чтобы они научились быть самостоятельными.
…Хочу отметить, что все рекомендации носят общий характер. Они подходят в качестве профилактических мер. Но в каждом конкретном случае лучше разбираться индивидуально. 
Автор Светлана Александрова

Выпуск №28 Дата выхода: 14.03.2019 Просмотров - 1183 К началу статьи

Мнение редакции газеты может не совпадать с мнением пользователей. За содержимое комментариев несут ответственность авторы комментариев.

Комментарии Вестник ВКонтакте

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Вестник города Отрадного      Выпуск №28 Дата выхода: 14.03.2019